Путешествие автостопом: личный опыт и гид по безопасности

Фото: Gleb Dolskiy / Pexels

Привет! Это Рокси из Суточно.ру. Я путешествовала автостопом несколько раз: ездила на дальние и короткие расстояния. В статье расскажу, что из этого вышло, сколько стоила поездка и поделюсь советами, которые помогут начинающим стопщикам.

Автостоп, а по-другому хичхайкинг — способ путешествовать бесплатно на попутных машинах. Это целая культура с духом свободы и авантюризма. Сейчас существует даже спортивный автостоп и соревнования, но я расскажу о путешествиях.

Читайте в статье:

Как мы с другом поехали на море автостопом

До того, как собраться в большое путешествие, мы с друзьями уже ездили автостопом: в соседние города, на озеро или из деревни домой. Всё было весело и легко. Поэтому в какой-то момент мы с другом решили поехать в большое автостопное путешествие…

Как всё начиналось

Всё началось с дикого желания рвануть куда подальше, потому что лето в душном Челябинске надоело. Как раз один наш товарищ вернулся из поездки автостопом — он проехал полстраны без денег, пожил с хиппарями на острове Утриш в Крыму и выглядел вдохновлённым. Посмотрев на него, мы с другом решили: надо ехать. Выбрали Геленджик, потому что там жил наш старый товарищ, по которому мы соскучились, а ещё у него можно было бесплатно пожить. Так и началось приключение из Челябинска.

Перед поездкой мы прочитали «Практику вольных путешествий» (культовая книжечка про автостоп), накидали маршрут, и собрали огромные походные рюкзаки. Взяли палатку, спальники, горелку, котелок, одежду на все случаи жизни. В общем, собрались, будто едем на месяц в лес. И это была ошибка. 

Фото: Мой переполненный рюкзак.

На трассе: романтика свободы, жара и тяжесть

Сначала всё казалось клёвым — какая-то лёгкость бытия и вайб Тома Сойера. Мы стартовали на трассе M5 и свою первую машину взяли на заправке. Две милые девушки подбросили нас до соседнего города. 

Фото: Ура! Поймали первую тачку.

Мы вышли у поворота и продолжили стопить на трассе. Машины не останавливались, пришлось ждать около часа. И тот момент я запомнила надолго: жара +30, тяжеленный рюкзак за плечами, шум дороги, проезжающие мимо фуры… В голове крутилось только: пипец. 

В ожидании тачки мы передвигались: протопали несколько километров до очередной заправки. Стоило встать за ней — нас почти сразу подобрали, а ближе к ночи мы уже были в Уфе. Немного прогулявшись по городу думали поставить палатку во дворе, но я не решилась — стало страшно. В итоге мы зашли в какой-то отель, нам разрешили немного поспать на диванчике в лобби. Подремав и дождавшись утра, мы отправились дальше.

Фото: Вокзал в Уфе.

 

Я сдалась: как закончился наш автостоп

С грузом на плечах и в душе мы добрались до Самары — почиллили на пляже вдоль Волги в палатке, а потом пошли ночевать в хостел. Место на пляже было неплохое, можно было заночевать и там. Но у меня болела голова и всё тело от перенапряжения: поэтому я изнылась и захотела в кроватку.

Фото: Зато по пути у нас были классные привалы и встреча с лошадкой.

Короче, в Самаре мои силы закончились. Дальше до Геленджика мы добирались тоже на попутках, но уже за деньги — через Бла Бла Кар. Так было гораздо комфортнее и удобнее. Забронировали тачку, а она заехала за нами в хостел — ну просто рай. И не нужно было шпёхать до трассы с тяжеленным рюкзаком, когда каждая клеточка твоего тела ноет от боли и изнеможения. 

В итоге мы доехали до Геленджика, но супер устали. На дорогу ушло примерно 10 000 рублей на двоих, вместе с Бла Бла Карами, хостелом и едой. В то время билет на поезд из Челябинска до Геленджика стоил примерно 7 000, но на одного. Экономия получилась не очень большая. Зато впечатления — на всю жизнь. 

Вот такая история моего автостопного провала :)

Выводы: что пошло не так и к чему стоит быть готовым

Моя история — это антипример. Ошибок было несколько: мы не спланировали места ночёвок заранее, взяли слишком тяжёлые рюкзаки, да и палатку можно было не брать. Всё таки автостоп с палаткой — это уровень хард. 

Ночевать в палатке где-то посреди поля или во дворе мне оказалось страшно. Изначально мы так и планировали, но в ходе путешествия я поняла, что не смогу. Хотя некоторые так делают: мы встретили удивительных чуваков, которые ехали на Байкал автостопом. Спали они в полях закутавшись в одеяла, которые взяли с собой вместо спальников.

Короче, если бы я рассчитала свои силы, взяла рюкзак поменьше и полегче, заранее бы решила вопрос с ночлегом в разных городах по пути — было бы в сто раз легче. А у нас получилась супер неизвестность и полные портфели «на всякий случай». 

Автостоп — это не про комфорт, он выматывает. А из-за наших ошибок выматывание увеличилось х2, я к такому оказалась не готова. В общем, не надо так! Планирование — наше всё.

Про водителей на пути

Кстати, водители всегда попадались супер-классные. И это были совершенно разные люди: мама с дочкой, одинокий дедушка, муж с женой, молодые девушки и парни — и все они были очень дружелюбные и открытые. Один мужчина даже купил нам по баночке пепси-колы в стекле на заправке. Я потом долго хранила этот артефакт у себя на полочке, очень уж раритетно и красиво выглядело.

Это интересно:

В Дагестан на машине

Стереотипы и мифы об автостопе

Фото: T Leish / Pexels

Из-за того, что автостоп не самый обычный способ передвижения, а ещё и связан с рисками — вокруг него много стереотипов. Развенчиваю самые популярные. 

Никто не будет везти просто так

Кажется странным: зачем человеку останавливаться и подвозить незнакомца? Но практика показывает, что таких людей полно. Кто-то скучает в дороге, кто-то хочет поговорить, кто-то сам в прошлом стопщик. Главное — выглядеть адекватно, не стоять в тёмном лесу и быть дружелюбным. 

Это опасно: могут ограбить, обмануть или хуже

Автостоп действительно связан с рисками, но не больше, чем любое другое взаимодействие с незнакомыми людьми. Чтобы снизить опасность, достаточно соблюдать простые правила: не садиться в машину к слишком подозрительным или пьяным водителям, заранее сообщить близким маршрут, скидывать им фотки с номерами машин, сохранять бдительность и доверять интуиции.

Я не контролирую маршрут, это стресс и хаос

Автостоп — это действительно стресс. Но и свобода: можно выбирать места, где хочется зависнуть подольше, исследовать неизвестные уголки, побывать там, где бы никогда не оказались. Уровень хаоса вы регулируете сами: хотите — чёткий маршрут, а хотите — кайф и приключения.

Некуда идти, негде спать, негде есть

Да, путешествие автостопом по России учит минимализму: ешь, когда голоден, ночуешь, где безопасно, радуешься простым вещам. Но если заранее продумайте места ночёвок, а ещё возьмёте немного денег — то будете сыты, довольны и под крышей.

Плюсы и минусы автостопа

Фото: ROMAN ODINTSOV / Pexels

Вот что ждёт тех, кто решит махнуть на трассу с поднятым пальцем.

Плюсы

Это бесплатно. Проезд стоит ноль рублей. Минимум, который требуется — рука, удача, немного терпения и обаяния.

Необычные знакомства. Водителем может быть кто угодно: фермер, дальнобойщик, художник, дедулька из соседней деревни или  — автостоп открывает двери в чужие жизни. И это очень захватывает.

Свобо-о-ода. Свобода физическая, а ещё свобода ментальная. В автостопе ты чувствуешь себя как хиппи или герой приключенческого фильма. Короче, вайб короля жизни (или бомжа, когда как). 

Прокачка коммуникативных навыков. В путешествии автостопом нужно много общаться с незнакомцами. Это учит быстро находить контакт, доверять интуиции и не теряться в неожиданных ситуациях. 

Минусы

Неудобства и физическая нагрузка. Можно застрять на трассе, попасть под дождь, словить солнечный удар, страдать от недосыпа или перенапряжения. Здесь нужно быть готовым к дискомфорту. Автостоп — это не только про свободу, а ещё про выносливость и терпение.

Риск. Не все люди — котики, не все водители водят аккуратно, не все трассы безопасны. Чтобы избежать рисков — нужно быть внимательным и собранным. 

Испытание для интроверта. Общаться придётся много, ещё и с незнакомцами. Поэтому интровертам может быть сложно. Но если с вами ваш товарищ экстраверт — будет проще. 

Как путешествовать автостопом: советы от бывалых

Фото: Фотограф: MART PRODUCTION / Pexels

Если решились на автостопное приключение — вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать ваше путешествие чуть менее безбашенным (в хорошем смысле).

Где и как правильно голосовать

Автостоп начинается за городом: сначала нужно добраться до нужной точки — трассы или заправки — и оттуда начинать путешествие. А что дальше?

Ловите машину на дороге с хорошим трафиком. Лучше всего стопить на трассах федерального значения, вроде М5. Когда планируете маршрут выбирайте не тот, что короче по километрам, а тот, где больше движения — на оживлённых трассах машины останавливаются чаще, а значит вы быстрее доедете. 

Голосуйте там, где удобно остановиться. Например, на развязке объездной дороги, на дорожных участках с широкой обочиной, у придорожных кафе или магазинов. Ещё можно стопить на заправках: просто подходите к водителям и спрашиваете, могут ли вас бесплатно подвезти. 

Не нужно стопить на мостах и в других местах, где запрещено останавливаться по ПДД. Выбирайте те места, где вам и водителю будет удобно и безопасно.

Как спланировать маршрут

Заранее решите, куда едете, где будете питаться и где ночевать. Если кушать в кафе или на заправках, а ночевать в городах на вписках, съёмных квартирах или в хостелах, то можно не брать палатку, спальник и горелку. Так будет легче: и физически, и морально. По опыту говорю!

Фото: cottonbro studio / pexels

 

Как вести диалог с водителем

Спросите, куда направляется водитель. Если вам по пути — вежливо попросите подвезти.

Скажите, что путешествуете бесплатно. Это важно. Фраза вроде: «Я автостопом, без денег» — избавит от недоразумений.

Оцените, вызывает ли водитель доверие. Если чувствуете себя спокойно — садитесь. Если есть сомнения, лучше вежливо отказаться и подождать следующую машину.

Будьте дружелюбны и поддерживайте диалог. Часто водители берут стопщиков, чтобы поболтать и скоротать время в дороге. А если стопите ночью — разговор с вами помогает водителю не заснуть. Можно поговорить о дороге, погоде, путешествиях. Не затрагивайте острые темы вроде политики или религии. 

Иногда водители просто хотят, чтобы их кто-то послушал, а иногда любят тишину. В общем, будьте чуткими и учитывайте обстановку. 

Круто, если возьмёте для водителей небольшие сувениры. Значки, стикеры, календарики или открытки. Вручите их водителю в конце поездки — ему будет приятно. 

Экипировка и документы: что взять с собой в путешествие

Фото: Nataliya Vaitkevich / Pexels

Возьмите паспорт. Держите его в надёжном месте, но поблизости. 

Одевайтесь ярко. Наденьте что-то заметное — яркую куртку, жилет или футболку. Так вас быстрее заметят. Ещё можно пришить светоотражающие штучки на одежду. А вот в тёмные или готические наряды лучше не одеваться — можете отпугнуть водителя. 

Соберите удобный и не слишком тяжёлый рюкзак. Круто, если это будет небольшой походный рюкзак до 50 литров. Не нагружайте его слишком сильно и возьмите только необходимое: аптечку, одежду, и немного еды. Если собираетесь в автостоп по харду — с ночёвками в поле, то выбирайте максимально лёгкое и компактное обмундирование. Лёгкая палатка и складная посуда — ваши друзья. 

Возьмите деньги. Лучше заранее рассчитать, сколько денег понадобится и взять денежный припас. Он точно пригодится: на перекус, кофе, ночлежки в хостелах. А иногда и на проезд, если не сможете словить тачку. 

Не забудьте перцовый баллончик. Это базовое средство для самообороны. Скорее всего, он вам не пригодится. Но лучше взять с собой.

Полезные ресурсы

Фото: Usman AbdulrasheedGambo / Pexels

Автостоп — это целая культура. Поэтому существуют сообщества, в которых можно найти напарника в путешествие, спросить совета у опытных стоперов, влиться в комьюнити или найти ночлег. Вот самые знаковые ресурсы. 

Академия вольных путешествий. Сообщество, которое создал автостопщик, объехавший полмира — Антон Кротов. Он же написал настольную книгу многих авантюристов — «Практика вольных путешествий». На стене сообщества ищут напарников в путешествия, вписки на несколько дней и просят советы.

Дома Для Всех. Проект от Академии вольных путешествий. Неравнодушные люди организуют в разных городах и странах дома, в которых могут бесплатно переночевать автостопщики.

АвтостопВики. Как Википедия, только здесь всё про автостоп. Есть ответы на популярные вопросы: как путешествовать одному, какие есть особенности у женского автостопа, на каких трассах лучше не стопить.

Петербургская лига автостопа и Клуб Спортивного Автостопа. Комьюнити спортивных автостопщиков. Если вам интересно сразиться в «кто быстрее проедет автостопом 100 км» — вам понравится. 

Автостоп — это прикольно, но не для всех. Если вы решили, что готовы ощутить дух вольного путешественника — прокладывайте маршрут и не забудьте спланировать ночёвки. Бронируйте недорогие квартиры или хостелы на Суточно.ру и отправляйтесь покорять мир. Я верю, у вас получится!

 

Логотип TelegramЧитайте нас в TelegramПодписаться

 

Найдём, где остановиться!