На мотоцикле в Дагестан: маршрут и опыт бывалого байкера

Дагестан — многогранное направление, которое с каждым годом раскрывается, как цветок. Йога-ретриты, гастропутешествия, туры выходного дня… А быть может, поездка на мотоцикле в горы?
Суточный Журнал уже писал, как добраться в Дагестан на машине. Переходим с 4 колёс на 2, изучаем дороги и технический вопрос, а заодно бронируем жильё. Подкрепит наши рекомендации история Михаила и Татьяны Шеменёвых, проехавших около 6 000 км в Дагестан и обратно на мотоцикле.
Газуем по нашему мотоматериалу!
Как подготовиться к путешествию
Подготовка к путешествию на мотоцикле предусматривает погоду, техническое обслуживание и планирование маршрута. Остановимся на каждом пункте и дадим базовые рекомендации, чтобы ваше путешествие по Дагестану удалось.

Когда лучше ехать
Поездка на мотоцикле в Дагестан пройдёт комфортнее в конце апреля-мае, а также в сентябре–октябре. В это время достаточно тепло, ещё не очень жарко и не холодно, как становится летом или в ноябре.
Средняя дневная температура
| Апрель | Май | Сентябрь | Октябрь |
| +14°C | +21°C | +24°C | +16°C |
Подготовка мотоцикла
Чтобы подготовить мотоцикл к горному путешествию, сначала его нужно выбрать. Для Дагестана подойдёт эндуро или туристический эндуро. Турэндуро сочетает в себе проходимость по бездорожью и уровень комфорта.
Для хорошего сцепления по гравию, грунту и асфальту выберете универсальные шины с рисунком протектора 50/50 или 40/60. Дополнительно защитите картера, дугу безопасности, радиатор и фары мотоцикла. Камни в горах не так безобидны, как кажутся.
Обязательно возьмите с собой набор инструментов и запчастей. Стандартный комплект из инструментов дополните такими запчастями, как запасная камера, тросики, коммутатор, свечи и другими расходниками.
Планирование маршрута
Распланируйте свой маршрут дома, до выезда, или хотя бы в дороге на несколько дней вперёд. Путешественники, бывавшие в Дагестане, советуют не полагаться полностью на интернет. В регионе он периодически сбоит. Лучше используйте бумажные и офлайн-карты, а также опыт других туристов.
Покидайте горы до наступления темноты, чтобы не рассекать по серпантинам и трассам в мраке. Всегда лучше выбрать надёжную дорогу, по которой ездили тысячи людей до вас, чем сократить путь и застрять в непроходимой местности.
В целом авто и мотопутешественники рекомендуют закладывать на дорогу в 2 раза больше времени. Это же касается и запасов.
Для своего же спокойствия советуем заранее забронировать жильё на Суточно.ру и на всякий случай отметить для себя отели и дома по маршруту. Запасные варианты ночлега могут выручить в непогоду или при поломке мотоцикла.
Дороги

Дороги вдоль Каспийского побережья и в равнинной части региона отличаются хорошим асфальтом. Отзывы о трассе Р-217 «Кавказ» в основном положительные, хотя местами могут быть небольшие колеи и выбоины.
На трассе достаточно заправок как федерального масштаба, так и локальных. Но имейте в виду, что есть и безтопливные участки. Это район между Курсавкой и Кумагорском в Ставропольском районе, а также от Нижнего Чирюрта до Махачкалы.
На подъезде к горам качество полотна меняется — появляется гравий. Не все серпантины укатаны в асфальт, местами вы проедете по мелкому гравию и песку.
Дорога к отдалённым и не туристическим сёлам не самая комфортная. Подготовьтесь к насыпному грунту и грунтовке, в которых можно серьёзно увязнуть. Особенно на мотоцикле после дождя.
Личный опыт. Мотопутешествие Михаила и Татьяны Шеменёвых

Михаил Шеменёв жил в Дагестане в 90-х, будучи ребёнком. В мае 2021 года вместе с женой Татьяной они решили съездить в республику, чтобы посмотреть на места детства и туристические локации. Около 6 000 км из Ульяновска в Дагестан и обратно они преодолели на мотоцикле.
Права на мотоцикл я получил в конце лета 2020 года. Чуть больше, чем через полгода мы поехали в Дагестан. До этого получилось покататься осенью и немного в апреле. Именно осенью жене было некомфортно ездить на пассажирском месте из-за жёсткости подвески и неровностей на дороге. К весне стало помягче, плюс мы отрегулировали подвеску.
Что с собой брать и как паковать

С первой трудностью пара столкнулась по дороге в Волгоград. Татьяне сильно натирал шлем, появилась головная боль. Но это не проблема для смекалистых — девушка отрезала неудобную часть подкладки, и всё встало на свои места. Значит, ножницы в путешествие точно берём! А что ещё?
Старались брать по минимуму, всё-таки мотоцикл — большой велосипед. К тому же рассчитывали, что будем останавливаться в отелях. Взяли в основном сменную одежду: пару футболок, шорты, штаны, носки, нижнее бельё, сменную обувь. Мотоэкип — дубовый вариант одежды, в нём особо не походишь. Также прихватили предметы личной гигиены, аптечку.
От предыдущего владельца мотоцикла нам достались текстильные кофры, достаточно вместительные и удобные. В довесок купили пластиковый центральный кофр где-то на 46 литров. Туда всё и упаковали.
После Волгограда Шеменёвы остановились в Элисте. Мотопутешественники предупреждают о сильных ветрах в Калмыкии и мощных дождях, под которые они, собственно, и попали. Но вынужденная остановка порадовала Михаила и Татьяну — Элиста удивила буддийской культурой и цветущими тюльпанами. В мае здесь проходил цветочный фестиваль. Срывать краснокнижные растения нельзя, зато фотографировать и любоваться настоятельно рекомендуется.
Страшилки долой

Михаил и Татьяна ехали без ожиданий, не представляя, что их ждёт в Дагестане. По их словам, они слышали страшилки от знакомых, часть которых позднее сама поехала отдыхать в горную республику.
Люди в Дагестане очень активные — первые идут на контакт и предлагают помощь. Когда мы только приехали и остановились в степи, чтобы понять, где нам пообедать, подошёл местный мужчина. Он спросил, чем нам помочь, и посоветовал кафе поблизости. Мы доехали и заказали там хинкал.
В другой раз, уже на Сулакском каньоне, парень заметил, что мы на мотоциклах. Он подошёл и оставил свой номер на тот случай, если транспорт сломается. Мы телефон записали, но звонить не пришлось. Техника не подводила. В первом путешествии мы больше полагались на удачу, поэтому ничего для ремонта я не брал. А в каждую последующую поездку докупали инструменты.
Эндуро и погода в горах
Кстати, о технической стороне путешествия. Михаил объездил Дагестан на Suzuki V-Strom 650 2013 года выпуска и по прошествии времени доволен своим выбором.
Suzuki V-Strom 650 — туристический эндуро, который ездит по асфальту, неровным дорогам, грунтовкам. В Дагестане это пригодилось. Мы как раз попали в момент, когда инфраструктура только появлялась. Часто проезжали свежие асфальтированные дороги или те, что только строились. Например, в село Гоор мы поднимались по серпантину, по которому ездили тракторы. Поэтому приходилось останавливаться, ждать рабочую технику, объезжать. И таких мест было много.
Для Дагестана Suzuki V-Strom 650 подошёл, но по дороге на Ольхон я понял, что это не совсем кроссовер. Для бездорожья у мотоцикла жестковатая подвеска. Не считая этого, с крутыми спусками и подъёмами, промоинами, толстым слоем камня мотоцикл справился. Именно Дагестан проехали хорошо, но и в дебри не совались.

А как сложилось с погодой в Дагестане у Михаила и Татьяны?
Я очень боялся оказаться в горах в дождь. Мотоцикл достаточно высокий, тяжёлый, к тому же сзади пассажир. Резина у нас была не внедорожная, а универсальная. При подъёме в Гоор по прогнозу подкрадывался дождь, поэтому мы сделали несколько фото на фоне башен и начали спускаться.
Мы сознательно не пошли к Языку тролля, чтобы не рисковать. Постарались спуститься с бездорожья вниз до сильного дождя. В целом успели, потому что по пути в Буйнакск, за час до Гимринского тоннеля, нас настиг дождь, и мы изрядно вымокли.
Наши герои понадеялись на фортуну, но дождь не прекращался. Промокшие они кое-как нашли, где переночевать на выезде из Буйнакска. При этом у Михаила и Татьяна были с собой мотодождевики.
Мы просто поленились их надеть. Поэтому сейчас всегда экипируемся, как только начинает капать. Конечно, процесс не быстрый, нужно остановиться, отдельно надеть верх и низ.
«Попробуй подними» и тонкости местного вождения
Какие ещё малоприятные ситуации могут приключиться в мотопутешествии? Михаил делится, а вы наматывайте на ус.
Пару раз я уронил мотоцикл. Один раз пронесло, а во второй — отломилась ручка переднего тормоза. Тогда я не занимался в спортзале, поэтому один не смог поднять мотоцикл. В первом случае нам помогли туристы, а во втором — местный житель. На подъезде к экраноплану «Лунь» я хотел развернуться, не рассчитал, и мотоцикл завалился. Владелец ближайшего магазина помог поднять Suzuki. Мы разговорились, купили у него чебуреки и поехали дальше.

Кажется, все наслышаны о дерзком стиле езды в Дагестане. Так ли это, мы спросили у Михаила.
Принято говорить, что местные водят опасно и странно. Но у нас такое впечатление возникло только в Махачкале в час пик. В остальном ничего такого не заметили. Водят нормально. Единственное, при обгоне местные сигналят, к этому нужно привыкнуть.
По большей части в туристических местах хороший асфальт. Иногда навигатор может обмануть и подсказать не совсем тот путь, например, через село с щебёнкой. В такие моменты я говорю: «Зато красиво, есть на что посмотреть».
Общие впечатления

По словам Михаила, в 2021 году в поездке по Дагестану чувствовался дух первооткрывательства. Точки притяжения только зарождались. Путешественники, встретив других, обменивались информацией, какие из малоизвестных мест посетить.
В путешествии, помимо объективных факторов, есть ещё то, как ты себя ощущаешь в том или ином месте. Жена практически влюбилась в Дагестан и в то, что чувствовала, находясь там. Этому способствуют местные доброжелательные люди, удивительная природа, кухня и другие детали, из которых складывается общее впечатление.
Мы посмотрели Кавказ и можем сказать, что Дагестан — очень большой в сравнении с другими республиками. Регион богат на природные объекты и достопримечательности. После нас туда съездила вся наша семья, друзья. Дагестан — заслуженно одно из популярных мест для отдыха в России.
Мотопутешествие в Дагестан — маршрут

Напомним, Михаил и Татьяна проехали около 6 000 км на мотоцикле из Ульяновска в Дагестан и обратно. В самой республике они провели 15 дней, на дорогу с продолжительными остановками ушла примерно неделя. Итого: 22 дня в путешествии!
Так выглядел их примерный маршрут по Дагестану:
Махачкала – Избербаш – село Дружба – Дербент – село Арабляр – Буйнакск – село Салта (Салтинский водопад и Тобат) – Гамсутль, Гуниб, Гоор, Чох (сёла Гунибского района) – село Хунзах – Матласская каменная чаша
Стройте удобный маршрут между точками и добавляйте интересные вам места.
Путевые наблюдения Михаила
До 2021 года в Избербаше и Дербенте я бывал в 90-е. Тогда район Избербаша запомнился как степь с серными источниками на окраине. Сейчас это современный округ с улицами и домами. Источники до сих пор функционируют.
Многое преобразилось и в Дербенте. Нарын-Кала уже имеет завершённый вид, а центральная улица, которая ведёт к крепости, красиво оформлена.

Буйнакск — бывшая столица Дагестана, но не самое туристическое место. Михаил рассказал, почему они с Татьяной включили город в свой маршрут.
Я жил в военной части в Буйнакске в течение 5 лет. Было интересно, насколько там всё изменилось. Мы доехали до ворот закрытой воинской части, откуда я ходил в школу. Осмотрели известную гимназию №1 на Центральной площади, где работала наша мама, а мы с сестрой успели поучиться.
Понравилась красивая аллея по ул. Ленина, вдоль которой расположены фонтаны. Часть из них работала. А местный житель рассказал нам интересные истории, в том числе о буйнакской синагоге «Темир-Хан-Шура».
Советы и рекомендации мотопутешественника
Путешествовать можно и с компанией, и в одиночку. Некоторые мотоциклисты ездят большой группой и организовывают кемпинги, другие — без компании. Более того, нередко даже девушки ездят одни. В этом плане в Дагестане достаточно комфортно.
Учитывайте местные традиции. В мае 2021 года мы приехали в Дагестан в священный месяц Рамадан. Из-за этого многие кафе днём не работали. Вероятно, на волне туризма ситуация изменилась, но стоит учитывать это при планировании путешествия.
Не тревожьтесь из-за полицейских блокпостов. На дорогах Дагестана встречается много полицейских блокпостов, это нормально и к ним надо просто привыкнуть.
Будьте внимательны на серпантинах. На поворотах на серпантинах лучше быть внимательнее, потому что водители могут ехать близко к центру, заезжая на разметку.
Следите за прогнозом погоды. Эта информация понадобится не только для того, чтобы не промокнуть в дороге, но и увидеть водопады, которые наиболее полноводны после дождей.
Где остановиться
Махачкала, Дербент, Каспийск, Гуниб, Избербаш — и это только часть дагестанских городов и сёл, в которых обычно останавливаются путешественники. Рассмотрим варианты жилья, чтобы подготовиться к поездке заранее?

Квартиры
Квартиры и апартаменты составляют примерно треть посуточного жилья в Дагестане. Здесь много видовых объектов: апартаменты у моря в Махачкале, квартира между горами и Каспием в Дербенте и даже студия со своим пляжем в Избербаше!
Средняя стоимость квартир — от 3 500–4 000 рублей за сутки.

Дома и коттеджи
Частных домов под аренду в Дагестане меньше, чем квартир. Большинство расположено на морском побережье Дербента, Избербаша, Махачкалы. Встречаются симпатичные объекты и в горных сёлах. Например, уютная дача в Хиндахе, модный а-фрейм в Хоточе или дом-сфера в Гунибском лесничестве.
В среднем арендовать дом можно за 4 000 рублей в сутки.

Отели
На Суточно.ру отели и гостиницы сосредоточены в Махачкале, Дербенте, Хунзахе и Гергебиле. Примерная стоимость 2-местного номера эконом — от 4 500 рублей за сутки. Комфорт с включёнными завтраками обойдётся в 2 раза дороже — от 10 000 рублей в сутки, как за номер в отеле Villa в Дербенте.
Часто задаваемые вопросы
Насколько безопасно ездить на мотоцикле по Дагестану?
Какие дорогие и покрытия встречаются на маршруте?
Какой маршрут выбрать, чтобы увидеть главные достопримечательности?
Какая экипировка и снаряжение необходимы?
Как подготовиться к экстремальным условиям гор и бездорожья?
Есть ли организованные мототуры и поддержка гидов?

