Маяки в России, которые стоит увидеть вживую

Фото: Sofia Buti's Images / Canva

Маяки — одни из самых практичных и романтичных сооружений. Они излучают свет, находятся на возвышенности у большой воды и восхищают своей историей. Суточно.ру написал обзорный материал о 15 маяках в разных уголках нашей страны. Среди них вы найдёте работающие маяки в России, заброшенные и при этом сохранившиеся, а также маяки-близнецы. Думаем, часть из них вы видели, но рассказ о большинстве станет вдохновляющим откровением.


Читайте в этой статье:

Читайте также:

Дворцы и замки России

 

Фото: Pavel Volzhin / Wikimedia

Херсонесский маяк, Севастополь

Херсонесский маяк построили в 1816 году. Даже во время Великой Отечественной войны он выполнял свою миссию и указывал путь судам. Но в 1944 году был сильно разрушен вместе с Севастополем. Восстановили Херсонесский маяк в 1950–1951 годах. Его высота составляет 36 метров, а белоснежная башня облицована инкерманским камнем, который добывают в Севастополе.

В наши дни, как и раньше, Херсонесский маяк указывает путь мореплавателям. Интересно, что у него есть брат-близнец — Тарханкутский маяк, построенный по такому же проекту в 1816 году.

Как добраться: доехать до Херсонесского маяка можно на маршрутке №77 с остановки «Площадь Ушакова». Выйти же нужно на остановке «Маяк-2». Оттуда — 12 минут пешком. Добраться до маяка на машине тоже не составит труда. Главное — выехать на Камышовое шоссе, затем на Казачинское шоссе и уже следовать по улице Военных строителей до маяка.

Где находится: Севастополь, мыс Херсонес.

Фото: Tat'yana Andreyeva / Canva

Ильинский маяк, Феодосия

Ильинский маяк появился в 1899 году и стал первым маяком в Феодосии. Тогда это было деревянное сооружение, построенное на благотворительные средства Евдокии Рукавишниковой. Женщина пожертвовала деньги после излечения сына от туберкулёза в Феодосии. В 1912 году маяк перестроили, чтобы усовершенствовать. Но, к сожалению, в 1941 году во время одного из боёв маяк был полностью разрушен.

Вторую жизнь Ильинский маяк получил в 1956 году. С тех пор белокаменное сооружение практически не изменилось. Разве что в 2006 году на нём установили современную оптическую аппаратуру на ярких светодиодах. Туристы могут подняться на 15-метровую высоту и даже посетить комнату управления на Ильинском маяке. Отсюда открывается грандиозная морская панорама.

Как добраться: добраться до Ильинского маяка можно на автобусах №14, 15, 1 и 2А. Все они следуют до остановки «Городская больница». Отсюда до маяка — около 20 минут пешком. Быстрее добраться на машине, для этого ориентируйтесь на Корабельный переулок, который приведёт вас к Ильинскому маяку.

Где находится: Феодосия, мыс Святого Ильи.

Фото: Artyom Svetlov / Wikimedia

Маяк Токаревского, Владивосток

Маяк Токаревского, или маяк Эгершельд, считается одним из самых старинных во Владивостоке. Дата его основания — 1876 год, а высота — около 12 метров. Токаревский маяк находится во Владивостоке, на Токаревской кошке.Так называют рукотворную каменистую насыпь, отходящую от мыса.

С перестройки в 1910 году Токаревский маяк внешне почти не изменился. Он помогает ориентироваться судам в проливе Босфор Восточный, а также притягивает людей. Местные и туристы приезжают к маяку, что проводить закат и полюбоваться окрестностями. Отсюда видны Русский мост, остров Елены и курсирующие корабли. А зимой на Токаревской кошке можно понаблюдать за ларгами и пятнистыми тюленями.

Как добраться: удобнее доехать до маяка Токаревского на машине. Для этого нужно выехать на улицу Токаревская кошка. Автомобиль можно припарковать на самом мысе, а дальше пройти пешком. Добраться на общественном транспорте до Токаревского маяка тоже возможно. Для этого нужно доехать до остановки «Маяк», а далее пройти около 30 минут пешком. Вам понадобятся автобусы №59, 60, 81 или маршрутки №62 и 63.

Где находится: Владивосток, полуостров Шкота, Токаревская кошка.

Фото: muhorin / Canva

Тарханкутский маяк, Оленевка

Тарханкутский маяк построили в 1816 году. Крайний запад Крымского полуострова был опасной точкой для мореплавателей, и они давно нуждались в ориентире. К счастью, Тарханкутский маяк заработал 16 июня 1817 года. Его высота — 38 метров. Со временем маяк не раз обновляли, меняли оборудование. А в 1934 году здесь появилась радиоточка.

Во время Великой Отечественной войны маяк чуть не подорвали немцы. Но жители Оленевки, Василий Гузенко и Александр Карнаух, предотвратили трагедию. Серьёзная перезагрузка случилась в 1970 году, когда Тарханкутский маяк укрепили, отремонтировали и оснастили новой техникой. Напомним, что Тарханкутский маяк является братом-близнецом Херсонесского, также построенного в 1816 году. В наши дни маяк — одна из самых живописных и посещаемых достопримечательностей Крыма.

Как добраться: чтобы добраться до Тарханкутского маяка, сначала нужно доехать до села Оленевка. Сделать это можно машине через через Симферополь и Евпаторию. Затем от села предстоит преодолеть около 8 километров до мыса Тарханкут. Для этого сядьте на маршрутку №10а на автовокзале и выйдите на остановке «Маяк». Также можно воспользоваться трансфером от местных жителей.

Где находится: село Оленевка, мыс Тарханкут.

Фото: Eseyf / Wikimedia

Стороженский маяк, Сторожно

Стороженский маяк на Ладожском озере — второй по высоте маяк в России. Его высота составляет 71 метр. Первый маяк на этом месте появился в 1799 году, но простоял всего год. Стороженскому же маяку больше 100 лет. Его построили ориентировочно в 1909–1911 годах. Кирпичную конструкцию красного и белого цветов охватывают металлические кольца. Чтобы подняться на самый верх маяка, придётся подняться по 399 ступеням по винтовой лестнице.

В отличие от многих собратьев башня возвышается на берегу Ладожского озера, а не моря, но также помогает ориентироваться судам. Например, оберегает от опасного Стороженского рифа.

Как добраться: до Стороженского маяка удобнее добираться из Санкт-Петербурга. Для этого на машине следуйте по трассе М-18 через посёлок Волховстрой. Доберитесь до села Паша, затем поверните в Загубье и оттуда проедьте 18 километров до деревни Сторожно. К Стороженскому маяку также можно поехать на общественном транспорте. Сначала поездом от Ладожского вокзала до станции Паша, а затем на автобусе №52 до деревни Загубье. Под конец пройдите пешком около 16 километров в сторону Свирской губы.

Где находится: Ленинградская область, деревня Сторожно, Стороженский мыс.

Фото: Shaktisochi / Wikimedia

Сочинский маяк, Сочи

Строительство Сочинского маяка началось в 1890 году, за работы отвечал инженер-капитан Константин Леопольд. Благодаря его усилиям также были возведены маяки на Камчатке, Сахалине и во Владивостоке. В 1891 году Сочинский маяк в Даховском посаде уже заработал и освещал путь кораблям. Высота маяка — 30 метров. Но куда большего внимания заслуживает его оптика. Так, в в Сочинском маяке установлена французская линза системы Френеля. Она весит полтонны и до сих пор исправна. Часто Сочинский маяк путают с другим маяком под таким же названием. Внешне он очень отличается и находится в районе Северного мола в морскому порту.

Как добраться: чтобы добраться до Сочинского маяка, нужно приехать к Морскому вокзалу. Это можно сделать на машине, такси или общественном транспорте. Так, вы можете сесть на маршрутки №22, 48, 45, 2с или автобусы №550, 551, 552,13, 105, 105а, 88. Далее выйдите на остановке «Органный зал» и пройдите пешком в сторону набережной и пляжа «Маяк». Отсюда вы увидите Сочинский маяк во всей красе. Внутрь, к сожалению, пройти не получится.

Где находится: Сочи, ул. Москвина, 10.

Фото: Сергей Груздев / Wikimedia

Святоносский маяк, мыс Святой Нос

Святоносский маяк — один из самых старинных в России. С 1862 года он обеспечивает навигационную безопасность на всём Северном морском пути. Свой пост Святоносский маяк нёс и в годы Первой и Второй мировой войны. Высота маяка, находящегося на мысе Святой Нос, составляет 22 метра. Интересно и само здание маяка. Это не привычная башня, а настоящее деревянное фортификационное сооружение XIX века. В 2021 году Святоносский маяк признали объектом культурного наследия федерального значения.

Как добраться: добираться до Святоносского маяка предстоит из Мурманска. Далее вас ждёт дорога к военному городку Островному на теплоходе «Клавдия Еланская» по Баренцеву морю. Важно учесть, что теплоход отправляется в Островной 4 раза в месяц. После прибытия до мыса Святой Нос можно дойти пешком или же воспользоваться услугами трансфера. Местные доставляют туристов на лодке.

Где находится: северо-восточное побережье Кольского полуострова, мыс Святой Нос.

Фото:  / Canva

Петропавловский маяк, мыс Маячный

Первый деревянный маяк на мысе построили в 1850 году для безопасной навигации при входе в Авачинскую губу. Именно 1850-й считается датой основания Петропавловского маяка. Но современная конструкция появилась позднее, в 1897 году. Высота маяка — 13,8 метров. На протяжении своей истории маяк не раз менялся, совершенствовалось и оборудование.

Так, в 1937 году его оснастили первым на Дальнем Востоке радиомаяком и паровая сиреной, а в 70-м — станцией мобильной радионавигационной системы «Марс-75». В наши дни на Петропавловском маяке установлена станция ГЛОНАСС. Благодаря ей повысилась точность плавания судов в Авачинском заливе. Дорога к мысу не из простых, но маяк вознаградит терпеливых путешественников. Вокруг скалы, чайки, океан и уникальная природа Камчатки.

Как добраться: доехать до Петропавловского маяка можно на автомобиле из Петропавловска-Камчатского. Расстояние составляет около 30 километров, но учтите, что местами вас ждёт бездорожье.

Где находится: Камчатский край, мыс Маячный.

Фото: Pro-syanov / Canva

Петровский маяк, Вышка

Петровский маяк находится в селе Вышка (Астраханская область) и имеет второе имя — Четырёхбугорный. Так назывался остров, на котором построили деревянный маяк по указу Петра I. Со временем маяк обветшал и разрушился. В 1876 году его перестраивают. Новая башня приобретает восьмигранную форму, сужающуюся к верху. Приблизительная высота — 50 метров. В начале XX века уровень воды в Каспийском море снизился, и корабли у Четырёхбугорного острова больше не останавливались.

С тех пор маяк обслуживал рыбацкие корабли, но в 1930 году территория обмелела окончательно. Петровский маяк закрылся и остаётся заброшенным до сих пор, хоть и является памятником областного значения. Главное преимущество Петровского мака в том, что он не окружён забором. Это значит, что вы сможете подойти вплотную к сооружению.

Как добраться: доехать до Петровского маяка можно из Астрахани. Село Вышка находится в 150 километрах от города. Добраться сюда удобнее на машине, но учтите, что местами дорога разбитая. Поэтому лучше выбрать внедорожник или автомобиль с высокой посадкой.

Где находится: Астраханская область, село Вышка.

Фото: Leonid Andronov / Canva

Осиновецкий маяк, Ладожское озеро

Осиновецкий маяк — младший брат Стороженского маяка, построенный в 1910 году. Его высота достигает 70 метров. Маяк связан с «Дорогой жизни» и подвигом ленинградцев в 1941–1943 годах, когда под обстрелами и бомбёжками людей эвакуировали из блокадного города. У маяка открыт музей, посвящённый этим событиям. Сейчас маяк продолжает работать, но подойти можно только к его подножию. Впрочем, впечатление это не испортит.

Осиновецкий маяк находится на Ладожском озере рядом с пляжем, здесь же работают кафе и база отдыха. Но больше всего вас впечатлят виды с мыса Осиновец.

Как добраться: добраться до Осиновецкого маяка можно на личном автомобиле из Питера. Поезжайте по трассе А-128 до мемориала «Разорванное кольцо» в деревне Коккорево, а затем поверните направо в сторону мыса Осиновец. Другой вариант — электричкой с Финляндского вокзала до станции «Ладожское озеро».

Где находится: Ленинградская область, посёлок Ладожское озеро.

Фото: Katya2407 / Wikimedia

Маяк Слепиковского, мыс Слепиковского

Маяк Слепиковского построили японцы в 1943 году. Тогда он носил имя Коноторо. В 1948 году, уже после возвращения южного Сахалина в состав СССР, мыс переименовали, а вместе с ним и маяк. Назван он в честь командира русского Чиписанского партизанского отряда Бронислава Гротто-Слепиковского, сражавшегося на русско-японской войне.

Высота Слепиковского — 20 метров. Как и у некоторых других маяков, у него есть «родственник» — маяк на мысе Ламанон. Последний был построен в 1940 году, и именно его проект использовали японцы при возведении Коноторо. Отличаются они цветами. Кроме того, Ламанон выше на 3 метра. В наши дни Маяк Слепиковского продолжает работать и помогает в навигации к портам Холмск и Чехов. Путешественники приезжают сюда, чтобы увидеть Японское море, краснокнижные растения и песчаные дюны.

Как добраться: чтобы оказаться у маяка Слепиковского, нужно выехать на машине из Южно-Сахалинска в сторону Холмска. Оттуда до поворота на маяк вас ждёт асфальтированная дорога с грунтовыми участками. Но затем её вовсе сменит береговой песок, учтите это при поездке.

Где находится: Сахалин, мыс Слепиковского.

Фото: Anna Kurochkina / Wikimedia

Маяк Пиллау, Балтийск

Первый маяк в Пиллау (название Балтийска до 1946 года) появился в 1641 году. Тогда это было деревянное строение. Каменный маяк Пиллау с использованием гранитных плит возвели уже в 1813 году. Заработал он тремя годами позднее. Во время Великой Отечественной войны маяк почти не пострадал, хотя немецкие военные сломали оборудование.

В 1955 году маяк Пиллау обновили: рядом построили складские помещения, а также установили новый светооптический аппарат. Высота Пиллау — 33 метра. Хоть в сам маяк не попасть, туристы приезжают к Пиллау, чтобы сфотографировать морское сооружение. Кроме того, здесь можно погулять по бульвару, прокатиться на яхте и увидеть памятник Петру I.

Как добраться: до маяка Пиллау легко доехать на машине. К нему ведёт улица Кронштадтская. Чтобы попасть на неё, держитесь проспекта Ленина, а затем улицы Красной Армии. Также проехать к маяку можно на общественном транспорте. Сядьте на автобусы №1, 5, 3, 3а и маршрутку №2. Затем выйдите на остановке «Кронштадтская» и проследуйте к Морскому бульвару.

Где находится: Балтийск, Морской бульвар, 9.

Маяк Кастрикум, мыс Кастрикум

Маяк Кастрикум построили в 1963–1966 годах на одноимённом мысе. Раньше здесь размещались погранвойска СССР, а сооружение обеспечивало безопасную навигацию в проливе Уруп между Охотским морем и Тихим океаном. Высота Кастрикума равна 24 метрам. Сделан он из чугунных тюбингов, отсюда — характерный ржавый цвет. Кастрикум без преувеличения можно назвать одним из самых труднодоступных маяков.

С ноября по апрель дуют сильные ветра, из-за которых на Уруп попасть невозможно. Бывают даже землетрясения, цунами и продолжительные туманы. Местность здесь болотистая и подтапливаемая, кроме того, на острове нет населения. Долгое время маяк не работал, запустили его снова 9 апреля 2021 года. После распада СССР Кастрикум постепенно разрушается — исторической или военной ценности эксперты в нём не видят.

Как добраться: чтобы попасть к маяку Кастрикум, сначала нужно добраться до Южно-Сахалинска или Корсакова. Оттуда можно пересесть на самолёт или паром до Курильска на острове Утуруп, а затем нанять судно, которое доставит вас на мыс Кастрикум. Судя по информации на некоторых ресурсах, трансфер может обойтись в 100 тыс. рублей.

Где находится: Курильские острова, остров Уруп, мыс Кастрикум.

Фото: Wirestock / Canva

Маяк Анива, мыс Анива (Сахалин)

Маяк Анива построен Японией в 1939 году и справедливо считается инженерным чудом. Сооружение высотой 31 метр словно произрастает из скалы. Добиться такого эффекта инженеру Синобу Миура удалось за счёт среза каменной глыбы. Строительство длилось 2 года, поскольку все материалы доставлялись по морю.

С 1990 года маяк в заброшенном состоянии и постепенно разрушается. Туристы заходят внутрь, чтобы побродить по комнатам внутри. Но делать это следует осторожно. Наведаться к маяку Анива и на Сахалин — отличная возможность понаблюдать за миграцией касаток по Анивскому заливу, а также увидеть морских львов, нерп и лисиц.

Как добраться: чтобы попасть к маяку Анива, начните свою путь с Южно-Сахалинска. Здесь можно заказать экскурсию, чтобы избавить себя от забот при передвижении. Если же вы решитесь на самостоятельное покорение Анивы, то доедьте на машине из Южно-Сахалинска до деревни Новиково по трассе А-391. А оттуда — на катере до мыса Анива. Другой вариант доехать из Южно-Сахалинска на автобусе до Корсакова, там же пересесть в Новиково. И затем переправиться на катере к маяку.

Где находится: остров Сахалин, мыс Анива, скала Сивучья.

Фото: SAKRI / wikimedia

Дербентский маяк, Дербент

Дербентский маяк построили в 1853 году. Связано это со стремительным развитием Дербента как портового города и безопасным плаванием вдоль Каспийского моря. Конечно, за время своего существования маяк видоизменился. Так, в 1866 году вместо деревянного сооружения строят каменную башню. Этот маяк приближен к тому, который застали мы в XXI веке.

Дербентский маяк признан самым мощным на Каспийском море. Дальностей лучей света составляет более 45 километров, а высота — 18 метров. Кроме того, маяк является архитектурно-историческим памятником. Достопримечательность любима туристами в том числе благодаря своей доступности. Дербентский маяк находится в черте города, между парками Стальского и Гянджеви.

Как добраться: до маяка легко доехать на машине. Для этого нужно выехать на улицу Гейдара Алиева, а затем повернуть на Крепостную. До Дербентского маяка также можно добраться на общественном транспорте. Ближайшая остановка — «Гагарина, д.7», до которой ходят маршрутки №7, 10 и 851.

Где находится: Дербент, ул. Зои Космодемьянской, 11.