Первая подземка появилась в Лондоне в 1863 году. До России новинка технического прогресса дошла со значительным опозданием: торжественное открытие первого российского метро состоялось только в мае 1935 года. С тех пор подземка появилась еще всего в семи городах России: Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани и Самаре. Современные станции метро больше похожи на произведения искусства, котороые зачастую используются как галереи или выставочные залы. Портал Суточно.ру предлагает вашему вниманию хит-лист самых красивых станций отечественного метро.

Первое место рейтинга заслуженно занимает станция «Маяковская» в Москве.

Она была открыта в 1938 году в составе второй очереди строительства столичного метро. Проект станции принадлежит известному советскому архитектору Алексею Душкову. Именно он предложил укрепить своды станции стальными дугами, по легенде выполненными из ребер первого дирижабля. Кстати, вот здесь можно прочесть легенды пострашнее. 

Мозаичные панно «Маяковской» выполнены из смальты по эскизам известного художника А.Дейнеки на тему «Сутки советского неба». Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П.И.Чайковского: считается, что металлические вставки в орнаменте задуманы специально для лучшей проводимости звука. Несмотря на то, что «Маяковская» появилась во времена сталинской неоклассики, изящество деталей придает ей неуловимое сходство с «ар деко».

На второе место списка самых красивых станций российского метро можно поместить станцию «Новослободская» московского метрополитена.

Это последняя работа все того же архитектора Алексея Душкина, которому захотелось сотворить нечто декоративное и сказочное. Самым ярким элементом станции стали 32 витража. Направленная подсветка делает их еще более эффектными. Поначалу Душкин планировал выполнить витражи из уранового стекла, а эскизы хотел доверить самой Вере Мухиной. В итоге долгих переговоров цветные витражи были сделаны в Риге из стекол, предназначавшихся для костелов.

Третье место рейтинга самых впечатляющих станций отечественного метро снова достается Московскому метрополитену, на этот раз за станцию «Площадь Революции»

.

Ее проектировал уже хорошо знакомый нам Алексей Душкин. Вестибюли станции довольно лаконичны, внимание привлекают 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Над фигурами работал сам М.Манизер, легенда советского монументального искусства. В станционных арках представлены революционные рабочие, крестьянин в лаптях, матрос с наганом, парашютистка, девушка-стрелок, инженер, пограничник, стахановец и другие советские граждане. Все фигуры изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. Была даже такая шутка: статуи — это собирательный образ советского народа, который или сидит, или стоит на коленях.

 Бронзовые фигуры довольно быстро обросли приметами и поверьями. Например, если утром дотронуться до сигнального флажка в руках сигнальщика, день обязательно будет удачным. Студенты во время сессий спешат потереть нос собаке пограничника. В результате туристического паломничества отдельные детали бронзовых фигур натерты до блеска. Об остальных московских тотемах читайте в этой статье.

Четвертое место в списке самых эффектных станций российского метро занимает станция «Кировский завод» Петербургского метрополитена.

Проект архитектора А.К.Андреева очертаниями чем-то напоминает древнегреческий храм. Впечатление дополняет широкая гранитная лестница. Изюминка станции — горельефы с чеканными индустриальными мотивами. 32 пары картушей (это такие архитектурные лепные украшения) посвящены четырем китам тяжелой промышленности: электрификации, нефтяной, каменноугольной и металлургической. Чеканка и полировка придают им благородный серебряный вид.

На пятое место рейтинга станций можно поместить станцию «Площадь Ленина» в Новосибирске.

Стены облицованы светлым мрамором, стены над платформами украшены панно из цветного камня. Все вместе это выглядит очень величественно. Украшениями Новосибирского метро можно назвать подземные проспекты под главной улицей города — Красным проспектом. Они не только входы в метро, но и пункты психологической разгрузки для вечно спешащих и усталых горожан. В южном переходе можно увидеть клетки с волнистыми попугаями. В северном переходе находятся аквариумы с рыбками, которые, как известно, благотворно влияют на нервную систему.

Почетное шестое место разделят все оставшиеся российские города-обладатели метро. Нижегородцы, например, самой красивой станцией своего метрополитена считают «Московскую», отделанную мрамором и гранитом.

Панно в кассовых залах отделаны «флорентийской» мозаикой. 

 
В Екатеринбурге горожане и гости города выделяют станцию «Площадь 1905 года».

Выходит она в самый центр города, поэтому в вестибюлях станции всегда многолюдно. Здесь встречаются влюбленные и туристы, изучающие «Красную линию Ебурга». 

В Казани даже дети уверены, что все станции Казанского метрополитена необычайно красивы.

Туристам больше всего нравится станция «Проспект Победы», открытая в 2008 году. Стены и колонны облицованы мрамором и гранитом, спаренные колонны образуют некое подобие Триумфальной арки. Вообще арки посвящены городам-героям. Салют победы символизируют массивные люстры. 

 
Самарцы слагают дифирамбы в честь «Московской» станции Самарского метро.

Она открыта в 2002 году, над проектом работал архитектор А.Моргун. Стены облицованы мрамором, своды между арками оформлены металлическими ажурными украшениями. Изысканность дизайна станции подчеркивают элегантные светильники.