Что делать, если депозит не вернули
Фото: Оригинал фото: shironosov / Canva
А теперь представим ситуацию, вы хорошо отдохнули в квартире и за её пределами. Выселились, соблюли все условия договора, но арендодатель не вернул вам страховой депозит. Что делать? Ситуацию комментирует Иван Жигалов:
Если депозит не вернули, нужно в первую очередь связаться с арендодателем. Скорее всего, для невозврата есть основания.
Так, невозврат спустя 2–3 часа после выселения — ещё не повод для паники. Имейте в виду, что арендодателю нужно время, чтобы убедиться, что в объекте всё в порядке. Часто после дистанционного выезда первой приезжает горничная, и только по окончании уборки хозяин жилья узнаёт, что имущество цело, и готов вернуть депозит.
Если прошло больше суток, а вы не перевоплощались в Халка и честно следовали всем пунктам договора, то напомните о себе и внесённой страховой сумме. Возможно, всё решится одним сообщением или звонком. Связаться с арендодателем может и Служба поддержки Суточно.ру.
Но в случае, когда арендодатель ушёл в закат и не планирует оттуда возвращаться, придётся приложить больше усилий. Согласно п. 9.3 Правил бронирования жилья через Суточно.ру, спорные случаи должны решаться в соответствии с договором между гостем и арендодателем в установленном законом порядке.
Комментирует ситуацию юрист Амир Хасанов:
В случае возникновения спора надо ссылаться на неправомерное удержание депозита и требовать возврата. В ответ на претензию арендодатель обязан доказать, что удержал залог не просто так, а из-за наличия конкретных повреждений. При этом ему необходимо не только указать их, но и обосновать размер причинённого ущерба.
Важный момент: стоимость того или иного имущества определяется с учётом естественного износа, то есть старый диван не может стоить, как новый.
Не затягивайте с претензией, направьте её в разумные сроки по имеющимся контактным данным или в крайнем случае в чат арендодателю. Исковое же заявление важно подать в течение трёх лет со дня выселения.
Если вы заключали договор как физическое лицо для личных целей, то урегулировать спор до суда будет немного проще. Арендодатель должен понимать, что споры с потребителями рассматриваются по месту его жительства. Обычно суды держат в уме, что потребитель является слабой стороной в договоре. Поэтому, при признании неправомерности удержания депозита, взыскивается не только сумма депозита, но и компенсация морального вреда, а также штраф за неудовлетворение требований потребителя. А если арендодатель этого не знает, возможно, стоит ввести его в курс дела.
При рассмотрении дела в суде возможны 3 исхода:
1. Вам откажут в иске — арендодатель докажет причинение ущерба.
2. Иск удовлетворят — арендодатель не докажет причинение ущерба.
3. Иск удовлетворят частично — арендодатель докажет причинение ущерба, но не на всю сумму страхового депозита.
Если вы не повреждали имущество, то в ходе рассмотрения иска оспаривайте это и размер ущерба. Ссылайтесь на несоставление и ненаправление актов причинения ущерба. Помните главное — вы не должны доказывать, что не наносили вреда. Факт причинения ущерба должен доказать арендодатель.