Квартира-музей в Дербенте и посуточная аренда как хобби: Лиана Казимова — о статусе суперхозяина
9 апреля 2024
9 апреля 2024
Суточно.ру продолжает проект «Как стать суперхозяином?» и публикует шестое интервью — с Лианой Казимовой из Дербента.
У Лианы и её супруга Гая два объекта в посуточной аренде. Обе квартиры оформлены в этническом стиле: старинные кувшины, необычные панно, дагестанские ковры и другие вещи ручной работы. Запуск жилья в 2021 году удачно совпал с развитием туризма в Дагестане. На сегодняшний день у объектов больше 140 отзывов, а рейтинг — 9,8 и 9,9.
Мы поговорили с Лианой и узнали, чем полезен творческий подход, как турпоток повлиял на конкурентов в Дербенте и почему нельзя расслабляться даже с хорошими оценками.
– Лиана, расскажите, как вы пришли в посуточную аренду? Это ваш основной заработок?
– Нет, сдача квартир для нас больше хобби. Всё началось с комода, который принадлежал бабушке моего мужа. Выбрасывать было жалко, и мы придумали сделать из него арт-объект. Комод расписали с подругой-художницей, она сама кубачинка, вовлечённая в нашу культуру.
Я — любитель интерьеров, планировала быть дизайнером, но звёзды не сошлись. Гая, мой муж, меня поддержал, поэтому за дизайн в квартирах отвечала я, а он — больше по предметам. Находил различные кувшины, общался с археологами, они делились с ним черепками. Гая даже участвовал в раскопках в Дербенте. Всё-таки город у нас исторический, куда ни копни, можно найти что-то древнее.
В это же время, в 2020 году, в Дагестан начали активно приезжать туристы. Мы подумали, что им было бы интересно узнать о республике изнутри, начиная с квартиры. Старались создать такую атмосферу, чтобы у людей возникали положительные впечатления. До этого показывалось не очень благоприятное про нашу республику. Многие приезжали и удивлялись, как у нас всё приветливо.
Нам тоже было интересно. У нас очень много утвари, бытовых вещей, доставшихся от бабушек и дедушек. Моя бабушка всю жизнь занималась коврами. В нашем роду все женщины должны были уметь ткать ковры. Поэтому в объектах они тоже есть. Когда знакомые и друзья узнали, что мы решили оформить квартиры в этническом стиле и сдавать их, тоже стали делиться вещами.
– Кто ваши гости?
– К оформлению и сдаче квартиры мы подошли с душой. Думаю, люди, которые приезжают, это чувствуют. В основном заселяются дизайнеры, архитекторы, журналисты, фотографы, писатели и представители других творческих профессий. Некоторые оставляют свои книги, как гостивший у нас однажды поэт, или рисунки. Кто-то в блоге потом о нас напишет. Мы непроизвольно притягиваем творческих людей. Приятно, что наши квартиры вызывают интерес.
– Как выбирали квартиры для посуточной аренды?
– Квартира на улице Эмиргамзаева более туристическая из-за близости к исторической части города. Рядом Каспийское море, крепость Нарын-Кала, рестораны и кафе. Квартира на Шахбазова, неподалёку от которой расположен мультимедийный фонтан, у нас уже была. Так что объект на Эмиргамзаева подбирался под неё.
Ремонт квартиры на Эмиргамзаева начали где-то в 2020 году, а сдали уже в мае–июне 2021 года. Второй объект, на улице Шахбазова, мы запустили годом позже. Там тоже есть расписанный комод и большая картина у изголовья кровати, которую нарисовала наша подруга.
– Как рассчитываете стоимость проживания?
– Мы стараемся выводить среднюю стоимость по аренде. Завышать нет смысла, занижать тоже не хочется. Всё-таки у нас квартира не просто для ночёвки.
– А вещи ручной работы влияют на стоимость проживания в ваших квартирах? Может, вы берёте залог с гостей?
– Знаете, мы изначально с доверием относимся к людям. Пока обходилось без происшествий, хотя многие говорят, как так?! У нас реально много ручной работы в объектах. Витражный столик расписывала женщина из Москвы, панно с черепками тоже делали сами.
Видимо, гости чувствуют доверие и бережно относятся к квартире. Некоторые приезжают с маленькими детьми и сами просят убрать или переставить предметы в шкаф, чтобы избежать инцидентов.
Гости могут разбить бокалы или кухонную посуду, но мы за это ничего не берём.
– В Дербенте есть такие же объекты в этническом стиле?
– Даже не знаю, в Дербенте не видела. А в Махачкале есть. Одни владельцы с нами связывались для поддерживающего контакта. Вдруг у нас будут гости, которые захотят в Махачкале остановиться, либо у них те, кто поедет в Дербент.
Сейчас в Дербенте квартиры стали лучше. Раньше было «лишь бы сдать». Теперь видно, что люди стараются создать приятный интерьер, объекты выглядят уютнее и чище.
– Связываете это с увеличением турпотока?
– Да, конечно.
– На себе тоже почувствовали наплыв гостей?
– Да, когда мы начали сдавать первую квартиру, пошла волна гостей. Даже зимой приезжали, в несезон. Тот ажиотаж не сравнится с тем, что сейчас. В 2020–2021 годах границы были закрыты, Дагестан и Дербент рекламировали как туристические места. Возможно, ещё появилось больше объектов под сдачу: квартиры, отели, дачи и гостиницы. Сейчас гости есть, бронирования тоже, но не так много, как тогда.
– Чему уделяли больше внимания, когда публиковали объявление на Суточно.ру? Фото были важнее или описание?
– Мы старались ориентироваться и на фото, и на описание, чтобы люди понимали, куда они едут. Фотографии были важнее, потому что квартира сама о себе заявляет.
– А фотографировали сами или вам кто-нибудь помог?
– У нас есть профессиональный фотоаппарат, поэтому снимали сами. Планировали позвать фотографа, но немножко затянулось всё. А так, конечно, в будущем хотелось бы переснять.
– У вас подключено мгновенное бронирование. Как взаимодействуете с гостями, встречаете их самостоятельно?
– На сайте указан мой номер, следовательно, сообщения приходят в основном мне. Но я предупреждаю гостей, что у нас двое детей, и я как мать иногда могу не ответить по телефону. Гая на подхвате, ему можно позвонить в любое время. По желанию встречает гостей на вокзале, привозит в квартиру. Это бесплатный трансфер.
Вообще, мы открыты для общения, поддерживаем связь со многими гостями. Вот у нас недавно была девушка из Москвы, она блогер, и мы очень сдружились. С первыми гостями у нас тоже очень тёплые отношения, позвали их к себе в гости. Стараемся со всеми наладить контакт, но с некоторыми — моментальная искра.
– Получается, вы сами заселяете гостей и показываете им квартиру?
– Стараемся сами. Если вдруг заняты или в отъезде, встречает гостей моя мама. Либо мы договариваемся о дистанционном заселении. Обычно рассказываем о квартире, истории города, подсказываем, куда пойти.
Кстати, у нас есть что-то вроде книги отзывов. Предыдущие гости пишут, какие места в городе им понравились больше. Я считаю, это очень полезно для тех, кто впервые приехал. Свои рекомендации гостям мы тоже даём, связываем с турагентствами, если нужны экскурсии.
– Чистота — важный момент в любой квартире. Кто у вас занимается клинингом?
– Убираться к нам приходят две знакомые женщины. Это не клининг-компания, а уже проверенные люди. Две, потому что могут быть накладки, постояльцы могут въехать в обе квартиры в одно время.
Раньше я ходила с горничными и показывала, что для меня важно в уборке. Сейчас необходимости в контроле нет, всё уже отлажено. Я сама человек щепетильный в этом плане. Хочется опрятности и аккуратности, чтобы не испортить впечатление о себе.
– У вас хороший рейтинг по отзывам гостей. Расскажите, пожалуйста, в чём ваш секрет?
– Нет какого-то рецепта, это от души. Первых гостей мы просили писать отзывы для того, чтобы другие пользователи видели, что у нас всё нормально. А потом уже и просить не надо было. Они оставляли от себя.
Наверное, чувствуется наш творческий подход и то, что сдача квартиры для нас — хобби. Мы стараемся помочь, пообщаться. Нет такого, что гости заселились, и мы про них забыли. Думаю, что наш секрет в этом.
– Есть дополнительные удобства, которые вы предлагаете гостям?
– Бытовые основные вещи у нас есть, тот же фен. Помню, что первые наши гости попросили турку. Мы, соответственно, принесли. После этого случая мы решили, что турки должны быть в обеих квартирах.
Картофелемялку как-то тоже попросили, мы купили и занесли. Тогда квартиры были ещё новые, и мы не подумали о мелочах. Однажды приобрели вентилятор по просьбе, хотя в квартире есть кондиционер. В общем, мы не отказываем и идём людям навстречу. Всё-таки они в чужом городе, приехали отдохнуть. Хочется, чтобы им было комфортно.
– А бывали случаи, когда не удавалось соответствовать ожиданиям?
– Помню одних из первых гостей на Эмиргамзаева. Девушка отдыхала с мамой, и у мамы была претензия, что в доме нет лифта. Конечно, в объявлении было указано, что квартира на 4 этаже без лифта. Тут мы уже бессильны. Дочка уговорила маму остаться.
Мы обычно не настаиваем, это право каждого человека. В конфликты не вступаем, где возможно, стараемся сгладить углы. Агрессивных постояльцев никогда не было. Нам везёт на понимающих гостей.
– Лиана, как получить статус суперхозяина?
– Самоцелью мы, конечно, это не ставили. Нам было очень приятно получить этот статус, потому что оценивают тебя и твоё творчество. Думаю, звание суперхозяина связано с душевным подходом, атмосферой в квартире. Многие называют её «квартира-музей».
У нас были гости, которые сходили в музей крепости Нарын-Кала. Пришли и говорят, а был ли смысл нам туда ходить, у вас в квартире практически всё то же самое.
Важно не занижать планку для себя, соответствовать своим же критериям. Не думайте, что следующий гость менее важен, чем предыдущий или первый. Не пускайте всё на самотёк, даже если дело пошло и есть оценки. Это не значит, что можно расслабиться. Если не стараться, может быть хуже.
– Какие у вас планы на будущее, кроме новых фотографий?
– Впереди нас ждёт косметический ремонт в двух объектах. Есть планы по запуску ещё одной квартиры, и не только квартиры. Нас посуточная аренда затянула, поэтому хочется развиваться, чтобы люди наслаждались не только отдыхом, но и жильём.
Читать прошлое интервью с суперхозяйкой Галиной Мартьяновой из Калининграда