Суперхозяин Павел Медведев: «Петербуржцам и москвичам престижно побывать на Байкале, а не в Дубае или Турции»
26 апреля 2024
26 апреля 2024
Суточно.ру расширяет географию проекта «Как стать суперхозяином?» и переносится в Иркутск. Отсюда наше седьмое интервью — с Павлом Медведевым.
Павел с супругой занялись посуточной арендой в 2022 году. С одной стороны, это была случайность, с другой — взвешенный выбор, который приносит им дополнительные деньги. Суперхозяин не просит об отзывах, заселяет лично и уверен, что залог нужен для дисциплины.
В новом материале Павел рассказал нам о недобросовестных гостях, особенностях работы с транзитниками и почему на туристов нельзя смотреть как на мешок с деньгами.
– Павел, как вы пришли в посуточную аренду? Это ваш основной заработок или нет?
– Можно сказать, что в посуточную аренду мы с женой пришли случайно. Это не основной заработок, а пассивный доход. Пассивности, конечно, здесь не очень много со всякой беготнёй, но это наш дополнительный доход.
К идее посуточной аренды мы пришли в конце 2020 – начале 2021 года, когда образовалась энная сумма денег. Встал вопрос: либо её вложить, либо потерять, потому что когда деньги на руках, они разлетаются. Так мы решили взять ипотеку, чтобы инвестировать. После того как банк одобрил нашу заявку, мы выбрали район недалеко от аэропорта. Он неплохой, вокруг инфраструктура подходящая: школы, детские сады, магазины, остановки. Плюс сами живём недалеко от этого места, минут 10 езды.
Изначально мы хотели отремонтировать квартиру и продать, также были мысли о долгосрочной аренде. Но потом определились с жилым комплексом, посмотрели, куда выходят окна на 15 этаже, и подумали, что можно попробовать с посуточной арендой. Так в 2022 году мы начали сдавать квартиру как видовую.
– Тогда интересно, как вы определяли стоимость сдачи? Всё-таки впервые в посуточной аренде.
– Конечно, мы немного мониторили стоимость. Конкурентную среду надо изучить, поэтому посмотрели, какие примерно квартиры в этом районе, в каком состоянии и по какой стоимости их сдают. Всё началось с 2500 рублей за сутки. На тот момент это была средняя стоимость. Мы решили ценник сильно не задирать, потому что отзывов ещё не было. Да и низкой стоимостью можно приманить клиента. Причём за эти деньги мы старались давать высокое качество услуг.
Со стоимостью 2500 рублей и 15% комиссией Суточно.ру у нас на руках оставалось 2050 рублей. Заселения шли плотно, хорошо. Первым звоночком к повышению цены стало повышение комиссии до 20%. Мы посчитали нашу суету-беготню, расходы на уборку и решили ценник немного поднять. К тому же квартира в ипотеке — это тоже затраты.
Так мы поставили стоимость в 2700–2800 рублей. 200 рублей для людей, которые летят из Иркутска в Таиланд, — небольшая сумма. А для нас с учётом загруженности и расходов это уже оплаченная коммуналка.
В итоге за 2 года мы пришли к средней цене — 3200 рублей. В новогодние праздники я пробовал поднимать до 3500 рублей, спрос есть. Люди приезжают, празднуют и готовы платить.
– Как обстоят дела в Иркутске с посуточной арендой? Есть на кого равняться среди конкурентов?
– Да, конкуренция есть, но посуточную аренду можно сравнить с гостиничным бизнесом. Он не может быть усреднённым, в каждой гостинице должна быть своя изюминка, стиль и «фишечки», которые привлекают клиентов. В посуточной аренде то же самое. Каждый работает по-своему, делает ремонт на своё усмотрение. Поэтому смотреть на конкурентов, считаю, особого смысла нет. Тебе надо выделяться на этом фоне, а не быть таким же, как все.
На конкурентов следует ориентироваться только в плане стоимости.
– Ваша «фишка» — это виды?
– Да, квартира видовая. Гости некоторые заходят, первым делом идут на балкон и говорят: «Как на фотографии».
– Чему больше уделили внимания перед публикацией объявления — фото или описанию?
– Я старался больше уделить описанию, думая, что мы по-прежнему самая читающая нация на Земле. Но мои надежды не увенчались успехом. Всё-таки люди больше смотрят именно на фотографии.
По-моему, фотография может быть не очень качественной, лишь бы соответствовала действительности. Но сейчас на красочную картинку в объявлении люди обращают внимание, как на яркую этикетку.
Первое время фотографии у нас были, скажем, не очень. В прошлом году мы наняли фотографа, которая отсняла много красивых кадров. Она отредактировала снимки, убрала всё лишнее. Чего не было — добавила. Перед повышением цен мы опубликовали новые фото в объявлении.
Интересно, что с менее качественными фото люди больше отмечали, что всё, как в объявлении. Потому что фотография была действительно живая, а не отретушированная.
– Расскажите, пожалуйста, почему решили обустроить балкон?
– Балкон решили переоборудовать, потому что от застройщика достались бетонные полы, непонятные стены, а квартира-то видовая. Смотреть через двойное стекло (окно квартиры и окна балкона) на то, как взлетают и садятся самолёты, не очень хорошо. Нет прямого контакта.
Поэтому решили переоборудовать, чтобы было тепло и хорошо. Чтобы люди на отдыхе никуда не спешили, утром встали, налили себе кофе, посидели на балконе и использовали его как террасу.
Из окна смотришь на аэропорт, а слева и справа дороги на Байкал. Люди приезжают, выходят на балкон, ты им их показываешь. Они уже включают воображение, пытаются заглянуть за горизонт, увидеть, что там. К нам прилетают туристы из Москвы и Петербурга. Они 5 000 километров преодолели — и вот он, Байкал, рядышком. Можно практически дотянуться до него.
– А как вы принимаете гостей? У вас мгновенное бронирование или вручную каждый запрос обрабатываете?
– Подключено мгновенное бронирование. Как вижу, что прилетела бронь, пишу клиентам на платформе, что мы их ждём.
Заселение контактное. Я считаю, что к нам прилетают гости и их надо встретить. Так ты проявляешь гостеприимство. Да и самому на душе спокойно, когда видишь людей, которые будут у тебя проживать. Это же личная квартира, а не субаренда. К сожалению, были в практике недобросовестные гости.
– Можете сейчас рассказать?
– Гости — молодая пара. Парень и девушка бронируют квартиру буквально с колёс. Говорят, что будут через 2 часа. Подъезжают к подъезду, звонят мне и спрашивают, бесконтактное ли заселение. Я ответил, что заселяю лично. В итоге приехал, поднялись, а они с 3 чемоданами. Видно, что местные, своего всё равно узнаёшь.
Денег у них с собой не оказалось. Начались качели, заверили, что съездят и привезут через 2 часа. Я согласился. Через 2 часа приезжаю, стучусь, они не открывают. Звоним им, трубку не берут. Постоял, стучу, слышу, что кто-то есть дома. В итоге достучался до них, открыли. Мол, мы спали, в общем, ерунда. Деньги за это время они, конечно, не привезли. Поэтому я попросил их чемоданчики собрать и выселиться. Будут деньги — приходите, пожалуйста. Сказал, что бронь за ними до 12 часов следующего дня.
Я так понимаю, они решили, что комиссию заплатят, а остальные деньги отдавать не будут, потому что никто не придёт. А когда сам заселяешь, выселяешь, куда они денутся.
– А залог вы используете?
– Конечно, а как иначе. Первое время залог не использовал. Думал, продемонстрирую своё доверие гостям. Но не все понимают хорошее отношение. Поэтому пришлось ввести практику залога, несколько раз помогало. Например, кто-то из гостей с детьми съезжает пораньше, разобьют или что-нибудь сломают, так и говорят: «Возьмите из залога». Это адекватное отношение.
А когда залог не берёшь, человек элементарно может что-то испортить, и так как ты ему ничего не должен, просто пораньше съехать. У нас залог небольшой — 1500 рублей. Но поскольку кошелёк — одно из больных мест на теле человека, то это дисциплинирует.
– Гостей самостоятельно заселяете?
– Я сам заселяю и сам выселяю. Крайне редко бывает, что гостей выселить не могу, тогда прошу оставить ключ в почтовом ящике. Когда квартиру принимаем, возвращаю залог путём перевода.
Всё общение стараюсь вести в переписке, чтобы было подтверждение договорённостей и слов. В диалоге всегда можно что-то перепроверить.
– Кто-то специально занимается клинингом или своими силами справляетесь?
– У нас квартира одна, поэтому управляемся с женой сами.
– Как вам удалось получить столько отзывов? Просили ли вы оставить их на первых порах?
– Честно сказать, из всех отзывов просил оставить только один. По характеру я такой человек, что не люблю о чём-либо просить, поэтому больше этого не делал. Почему люди пишут, не знаю. Может, мне просто везёт, некоторые тоже спрашивают: «Откуда у вас столько отзывов?». Я знаю, что они все реальные, платформа их проверяет.
На досуге я посчитал, что за всё это время останавливались около 300 гостей. Отзывов 150 —получается, каждый второй гость готов написать о квартире.
Я ни о чём не прошу. Поэтому даже если плохой отзыв, я только за, если там будет конструктивная критика. В личной переписке могу спросить, почему 3 звезды за чистоту, а не 5, где было грязно. Потому что нам тоже надо на будущее знать, что лучше исправить.
– Есть ли у вас дополнительные удобства, которые вы предлагаете, чтобы гостям было максимально комфортно? Например, у вас в объявлении написано про трансфер и экскурсии.
– Трансфер я ввёл со сдачей квартиры. Первое время я это делал на добровольной основе, бесплатно. Хотелось привлечь аудиторию, а где-то год назад стал брать деньги. Выходит как средняя стоимость поездки на такси — 300 рублей.
Трансфером в отличие от экскурсий пользуются часто. Всё дело в том, что 90% моих гостей — транзитники, половина из которых летит в Таиланд. Из Иркутска улететь в Таиланд на 100 тысяч дешевле, чем из Новосибирска. Поэтому люди едут к нам, останавливаются и утром вылетают в Таиланд. Эта публика в целом всё сравнивает с Таиландом и недовольна климатом, едой, архитектурой в стране.
А петербуржцам и москвичам престижно побывать именно на Байкале, не в Дубае или Турции. Некоторые приезжают и говорят: «Я мечтал побывать на Байкале. Как здесь хорошо и красиво». Эта категория людей прилетает по путёвке, в которую уже включены экскурсии. Поэтому им нет смысла 2 раза ездить на экскурсию — со мной и туркомпанией.
Хотя был случай в феврале, когда семья из 3 человек прилетела с востока. У них тоже был тур по Байкалу, и они приехали пораньше. В этот свободный день я провёл для них экскурсию по Иркутску. На следующее утро они уже уехали в тур и интересовались оттуда, есть ли у меня поездки на Байкал. Всё-таки экскурсии групповые, у компаний чёткий регламент по времени. Кому-то не хватает индивидуального отношения.
– Бывали ли случаи, когда удавалось урегулировать конфликтные ситуации с гостями?
– Недавно такое произошло. Отчасти я был виноват, отчасти это чистая случайность. Из Красноярска прилетели гости, встречать их не надо было. Я попросил позвонить мне, как люди сядут в такси, чтобы заселить в квартиру. А мне в этот день по рабочим вопросам надо было дозвониться до московской конторы. Я начал звонить с 4 часов по иркутскому времени, но трубку никто не брал.
Ближе к 7, когда уже гости должны были из аэропорта выезжать, я кое-как дозвонился. На линии робот-автоответчик, я пытаюсь решить вопрос, а по второй линии уже гости звонят. Я переключиться не могу, с телефоном у уха бегу на квартиру. Прилетаю туда, меня уже заждались. Глава семейства хладнокровно стоит, супруга мечет в меня молниями из глаз, один только ребёнок не понимает, что происходит.
Я, конечно, всё объяснил, заселил. Они успели позвонить в техподдержку. Суточно.ру передали им телефон моей супруги, которая тоже безуспешно пыталась до меня дозвониться. Но я приехал, и всем полегчало.Так сложились обстоятельства. Отзыв они, по-моему, не оставили.
– Как стать суперхозяином на Суточно.ру?
– Пока не пришло уведомление, что мне присвоен статус суперхозяина, я о нём и не знал. Посуточная аренда — маленькая часть туристического сектора экономики. В основном туристов рассматривают как мешок с деньгами, а не как человека или гостя. Люди это чувствуют. Я считаю, что к гостям надо относиться дружелюбно и по-человечески.
Я встречаю гостей в аэропорту. Вижу, чей самолёт сел. Когда гости приземляются, я пишу им: «Добро пожаловать в Иркутск — город, основанный в 1661 году первопроходцем Яковом Похабовым на месте слияния рек Иркут и Ангара». Люди читают, видят, что их готовы познакомить с городом.
Вы же тоже человек, чувствуете, где вас рады видеть, а где — не очень. Где хотят показать интересное, а где — денег взять побольше. Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Думаю, это самое важное.
– Какие у вас планы на будущее в посуточной аренде?
– Человек я скромный, про планы свои предпочитаю не распространяться. Как говорят, хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Поэтому пока умолчу. Если всё срастётся, увидите на Суточно.ру.
Читать прошлое интервью с суперхозяйкой Лианой Казимовой из Дербента