Фото: Cloud Bursted / Shutterstock

Каждый из нас бывал на железнодорожном вокзале, но мало кто обращал внимание на здание вокзала. Некоторые представляют собой настоящие произведения искусства и могут сравниться с лучшими дворцами, например, Петербурга. Портал Суточно.ру составил список самых удивительных (в хорошем смысле) железнодорожных станций нашей страны.
 

Витебский вокзал (Санкт-Петербург)

По совместительству это еще и самый первый вокзал Российской империи: в 1837 году была открыта первая российская железная дорога Санкт-Петербург — Царское село. В 1849 году временное деревянное здание станции заменили на каменное, построенное по проекту знаменитого архитектора К.Тона.

Вокзал, который мы видим сегодня, появился в 1904 году. Его современники были в восторге — роскошное здание в стиле модерн с оригинальным куполом, часовой башней, железными решетками балконов и невероятное внутренне оформление тому способствовало.

Почему вокзал Витебский? На момент создания станция Витебск был конечной станцией линии, все очень просто.


Киевский вокзал (Москва)

Это не просто железнодорожная станция, а памятник архитектуры и инженерного искусства. Столетие Бородинской битвы было решено отметить строительством дороги в сторону Бородина. Впрочем, не только патриотические чувства, но и увеличившийся товарооборот были тому предпосылкой. Так в 1914 году появился Киевский вокзал, проект архитектора Рерберга. Здание в неоклассическом стиле с элементами ампира настолько вписалось в окружающую местность, что в 1935 году было решено расширить площадь железнодорожного вокзала до Дорогомиловской улицы. Кстати, металлостеклянный дебаркадер станции сделан в шуховском стиле. Если вы видели Шуховскую башню в столице, то можете себе представить клепаные арки Киевского вокзала.

 

Фото: ArtEvent ET / Shutterstock

Челябинский железнодорожный вокзал

Более того, долгое время он считался практически образцом, на который равнялись при строительстве других вокзалов. Первое одноэтажное здание было построено в 1892 году, через год после начала строительства Великого Сибирского пути. До 50-х годов прошлого века вокзал был скромным одноэтажным малоприметным сооружением. В 1965 году состоялось торжественное открытие нового вокзала, возведенного по проекту архитектора Чуприна.

В конце века началась реконструкция, закончившаяся только в 2005 году. Сегодня внешне скромный вокзал внутри напоминает сказочный дворец, в котором живет та самая хозяйка Малахитовой горы. Шутка ли, для отделки использовано 25 тысяч квадратных метров камня! Внутри вы найдете не только привычные билетные кассы, но и музей камня, и зимний сад, и роскошный фонтан, который народная молва окрестила «вечным двигателем». Стоящее рядом здание пригородного вокзала и вовсе напоминает небольшой инопланетный корабль, который случайно забыли пришельцы, уехавший, например, на юг на поезде


Самарский железнодорожный вокзал

Он построен в 2001 году, и с тех самых пор считается не только одним из самых красивых, но и самым высоким вокзалом в Европе. Это понимают те, кто решится посетить смотровую площадку вокзала, находящуюся на высоте 95 метров. К слову, весь вокзал в высоту не меньше 100 метров. Под голубым куполом находится исторический музей Куйбышевской железной дороги и зимний сад с фонтаном.

 

Фото: Ayfnoly 2020 / Shutterstock

Новосибирский железнодорожный вокзал

В его здании зимнего сада нет, однако россияне часто называют его одним из самых красивых вокзалов нашей страны. Построен вокзал еще в царское время, в 1894 году. В 30-е годы советской эры над зданием поработали советские архитекторы, решившие центральную часть вокзала сделать похожей на триумфальную арку.

Уже в наш век прошла реконструкция, которая заметно обновила и украсила облик станции. Перроны напоминают филиал какого-нибудь исторического музея: тут и там типичные советские скульптуры, памятные таблички. Рядом с пригородным вокзалом притаился макет первого паровоза, работавшего в 1840-е годы на Царскосельской железке. Таким образом, Новосибирский вокзал на приезжающих производит невероятное впечатление, которое позднее только крепнет, когда гости города начинают изучать самые интересные места столицы Сибири


Омский железнодорожный вокзал

Внутренне убранство больше всего напоминает королевский дворец и меньше всего — российскую действительность.

Первое здание появилось еще в 1896 году. В 1914 году состоялась первая реконструкция, повторившаяся в 1957 и, наконец, в 2006. Теперь вокзал состоит из трех этажей; мягкий свет, льющийся из больших окон, превращает помещения в королевские покои. Впечатление дополняет массивная хрустальная люстра под потолком. Не хватает только дам в кринолинах и кавалеров в париках.

 

Фото: YRABOTA / Shutterstock

Вокзал «Красноярск-Пассажирский»

Открыт в 1895 году. Оригинальный проект разработал архитектор Соловьев. Первая реконструкция состоялась в 1961, а последняя — в 2004 году. Привокзальная площадь стала гордостью города: появились элегантные фонари, удобные скамейки и целых три фонтана. В центре необычная скульптурная композиция — фигура льва на 16-метровой стеле. Лев с серпом и лопатой — это символ Красноярска, между прочим. Чем еще богат город, читайте в маршрутах по Красноярску.


Липецкий вокзал

Первое здание железнодорожного вокзала появилось еще в 1868 году: ничем не примечательная серая постройка. Новый вокзал, вступивший в строй в 1994 году, до сих пор вызывает возгласы восторга у приезжих. Чего только стоит расписной кассовый зал, выполненный скульптором Мазуром по мотивам романовской игрушки. Местные говорят, что архитектор, разработавший проект Липецкой станции, позднее эмигрировал в Канаду, и там, в Торонто, построил точно такой же железнодорожный вокзал. Случится вам побывать в Канаде, непременно проверьте этот факт. Пока же вы находитесь во втором городе Черноземья, познакомьтесь с ним, воспользовавшись нашими маршрутами по Липецку