Путешествие в автодоме: маршрут зимовки от настоящих караванеров

Караванинг — разновидность путешествий в автодоме или на транспорте с прицепом. Это не просто отдых, а образ жизни, когда вы совмещаете работу и повседневные дела с постоянными перемещениями.
Я, Марина Никитина, знаю о караванинге не понаслышке. Мы с мужем Максимом и нашим корги накатали на автодоме около 50 000 км. Специально для Суточного Журнала расскажу, что нас побудило к покупке альковэна. Также поделюсь, как он устроен внутри, куда отправиться на зимовку, и почему не стоит превращать дом на колёсах в уютную квартиру. Читайте, чтобы прочувствовать вэнлайф!
Да будет автодом
Мы приобрели автодом весной 2023 года, чтобы снарядить его всем необходимым для автономного существования к осени и отправиться в путь.

На покупку нас вдохновила мировая неопределённость, а также регулярный просмотр YouTube-каналов на эту тему. Нас удивило, что вэнлайф распространён почти во всех странах, включая Иран и Австралию. По крайней мере, я всегда думала, что это недостижимая мечта и что-то на богатом. В общем, мы подумали, когда если не сейчас? Так и решились на покупку.
Радует, что каждый может купить или сделать автодом на любой бюджет. Они бывают разных видов:
- на базе цельнометаллического фургона
- альковный
- полуинтеграл (как альковник без алькова)
- интеграл
- экспедиционник
Экспедиционники как раз набирают сейчас популярность. Это автодома на базе грузовиков с высокой проходимостью, или, как я говорю, автодома для успешного выживания в апокалипсис.
Для себя мы выбрали альковный автодом Burstner на базе Fiat Ducato 244, 2004 года выпуска. Нам повезло, что предыдущий владелец берёг его, выезжая на нём раз в год. Внутри автодома он тоже ничего не делал, мы как будто купили стоковый экземпляр с завода.
Перестройка с квартирного режима на «альковный»
У нас не было жёсткого столкновения ожидания с реальностью. Всё-таки хотя бы поверхностно мы понимали, каково это — жить в автодоме. Но перестроиться всё же пришлось, особенно мне. Поместить в ограниченное пространство весь свой привычный «женский быт» оказалось задачкой со звёздочкой.

Со временем задумываешься обо всём, что потребляет ресурсы в автодоме: вода, электричество и т.д. Конечно, стараешься сделать это потребление эффективным и эргономичным. Например, уже обращаем внимание на странные цифры на коробках к электроприборам — какая мощность, сколько потребляет техника. Из-за этого пришлось расстаться с мощным феном, который оказался самым прожорливым гаджетом.
Время — немаловажный ресурс, когда живёшь в автодоме. Обычно мы восполняем ресурсы по субботам и стараемся сделать по максимуму именно в этот день. Дело в том, что перед каждой поездкой приходится в прямом смысле упаковывать дом, а затем, соответственно, распаковывать. Ну и время после рабочего дня хочется тратить на что-то приятное, а не на «вторую смену».
Как внутри устроен альковен
Внутри есть всё для комфортного проживания.
4 полноценных спальных места. У нас оборудована двуспальная удобная кровать в алькове и рабочая-обеденная зона, которая трансформируется в спальное место для 2 человек.
Двуспальная кровать находится наверху, что очень удобно. Её можно застелить красивым пледом и спуститься работать. Кровать не нужно раскладывать или собирать, поэтому в течение дня её даже не замечаешь. Причём там просторно, куда свободнее, чем на верхней полке плацкарта. Проверено лично!
Полноценная кухонная зона. Она состоит из газовой плиты с 3 конфорками, удобной раковины, места, где можно расположиться с разделочной доской и, конечно, холодильника.

Холодильник, кстати, работает не от электричества, а от газа, что значительно экономит электричество. Газа он тоже потребляет очень мало.
Над плитой и раковиной висят просторные ящики для хранения. Есть отдельный ящик для размещения тарелок и сковородок. Он выдвижной, что супер удобно.
Санузел. Представляет собой душевую кабину с шторкой. Отдельно находится кассетный биотуалет, рядом с которым расположены раковина и большое зеркало.
Кроме того, в санузле под раковиной и на стене предусмотрены ящики для хранения. Кассету биотуалета удобно вынести снаружи — для этого есть специальный рундук. В некоторых же самодельных автодомах приходится нести кассету с содержимым через весь автодом…
Для слива грязной воды у нас предусмотрен «серый» бак. Допустим, когда мы останавливаемся на парковке в городе, то закрываем бак, чтобы помыть руки, приготовить еду или принять душ.
У вэнлайферов есть правило: лить воду в городе «под себя» — это моветон. На грунте — другое дело. Идеально, если в месте вашей остановки есть ливнёвые решетки.
Рабочая зона. Прежде всего, это просторный стол, за которым мы с 2 ноутами и планшетами располагаемся без стеснения. Здесь же 2 комфортных дивана, которые, кстати, оборудованы ремнями безопасности. То есть на них можно перевозить 4 человек дополнительно.
Под диванами расположены технические рундуки. С одной стороны в «коробе» 2 аккумулятора по 150 ампер-часов каждый. Тут же инвертор. В рундуке напротив размещён бак с водой на 100 литров. Наружу выведена заправочная горловина с замком.
Вентилируемый отсек для газовых баллонов. В него помещаются 2 баллона по 27 литров. Внутри есть ремни, чтобы закрепить баллон. Расход газа, как мы уже поняли, — индивидуальная история. Когда не нужно отапливаться, газовых баллонов хватает на пару месяцев. В холодное же время баллона хватает на пару недель.
Места для хранения. Благодаря удобной планировке у нас есть просторный платяной шкаф и рундуки над рабочей зоной. Вдобавок можно прикупить органайзеры для хранения, как я сделала этим летом.
Кроме того, снаружи ещё 2 багажных отсека: большой вертикальный и горизонтальный поменьше. В вертикальном мы разложили по ящикам складные стулья, инструменты, герметики, гриль, морозильный ларь и чемоданы.

В горизонтальном поместилось всё складное и почти двухмерное: солнечная панель, стол, шланг для заправки воды и спортинвентарь. Обувь же храним в отдельном рундуке — помещается по 2 пары для нас двоих.
Сразу оговорюсь, что кондиционера у нас нет. Хватает люка с вентилятором. Также можно открыть окна и создать сквозное движение воздуха.
Стеснения в автодоме мы не чувствуем. Инженеры сделали каждый сантиметр пространства эргономичным. При этом забавно, что даже на ограниченной площади у нас периодически накапливается хлам. Поэтому после возвращения с зимовки мы всегда разгребаем вещи.
Апгрейд «чистого» автодома
Я уже упомянула, что на момент покупки наш автодом был «чистым». Там не было ни-че-го для длительной автономности 2 удалёнщиков. Мы до сих пор находим, что можно улучшить. Главный пункт — автономность. Мы оба работаем онлайн 5 дней в неделю и нам нужно достаточно много электричества. Так что по энергоэффективности на второй год мы сделали немало.

Расскажу, что усовершенствовали суммарно за 3 года:
Поставили солнечную панель на крышу.
Сделали электрику, хоть это было непросто: установили аккумуляторы и MPPT контроллеры для эффективного использования солнечной энергии.
Добавили выносную дополнительную солнечную панель, потому что зимой солнце большую часть дня светит не под прямым углом. Теперь мы можем ловить солнце до самого заката и заряжаться.
Установили резервный отопитель, который работает на дизельном топливе.
Уложили термоматы между кабиной и жилым модулем, а также на входную дверь. Они не дают холоду из неутеплённой кабины проникнуть внутрь. Так газ при отоплении расходуется эргономично, и холод уже не дует по ногам в вечернее время. Термоматы работают и в жару: кабина может прогреваться достаточно сильно, а жилой модуль — нет.
Приобрели уличный душ, чтобы мыть лапы нашему псу и ноги себе, когда возвращаемся с моря. Отличный гаджет, чтобы не заносить грязь в автодом.
Сделали аудиосистему. Теперь блютуз колонка у нас встроена в жилой модуль. К слову, внутри также есть прекрасные колонки с качественным звучанием.
Поставили систему фильтрации воды.
Установили уличное освещение.
Обклеили автодом плёнкой, чтобы защитить покрытие от сколов.
Купили стиральную машинку активаторного типа для стирки мелких вещей.
Обзавелись второй морозилкой — нам очень понравилось закупать провизию раз в неделю
Отдельная история — ежегодное обслуживание всех важных узлов: окна, насосы, обновление герметиков. Не говоря уже о технической автомобильной части.

Поэтому когда кто-то говорит, что жить в автодоме — бесплатно, я всегда качаю головой. Это весьма платно! Мы не платим за коммунальные услуги, аренду или ипотеку, но закладываем регулярные расходы на улучшение и поддержание автодома в хорошем состоянии.
Дом, милый дом
Конечно, за 3 года автодом стал нашим домом в полном смысле слова. Особенно приятно ощущать это после долгого пути. Представь, что после 6–10 часов в дороге тебе не нужно собирать сумки в гостиницу, даже не нужно никуда выходить, чтобы ощутить себя дома. Ты просто можешь пройти из кабины в жилой модуль и твой быт автоматически налажен — всё твоё и привычное.
Творческая жилка во мне закрывает вопрос уюта. Я плету макраме, покупаю сувениры из разных мест, где бываем. Самый любимый сувенир, создающий уют, — это флажки «Кони ветра» с мантрой из Элисты.

К праздникам, конечно, украшаю автодом. На Новый год вешаю световые гирлянды, а также гирлянды из хвои с эвкалиптом и шишками. В прошлом году мы собирались компанией девушек и за одним столом создавали декор в наши автодома.
Важный момент — посуда. У нас привычные всем тарелки и кружки, мы не едим из пластиковой посуды. Такие детали тоже настраивают на уют. К сожалению, я не могу позволить себе обновлять коллекции посуды каждый сезон, но красивые чашки и тарелки — это база.

Создать домашнюю атмосферу помогает и освещение. Это встроенная в автодом функция: выключаешь основное освещение, включаешь маленькие встроенные светильники, и всё! А уж если зажечь аромасвечу, то вообще. Так можно восстановиться после рабочего дня.
Проектор тоже делает своё дело. Он у нас миниатюрный и выглядит как архитектурный светильник, но вечера с просмотром фильмов на нем поистине волшебные!
Оговорюсь: важно соблюдать баланс между автодомом и квартирой. Нужно всё-таки понимать, что вы живёте в доме на колёсах и не стараться на 100% делать из него квартиру внутри. Вещи в альковене должны быть функциональные, мультизадачные, складные.
Зимний маршрут на автодоме: из Нижнего Новгорода в Северную Никосию

На самом деле, вариантов для зимовки не так много, как хотелось бы. Например, сейчас в Европу невозможно проехать на машине с российскими номерами. Мы узнали это в самом первом путешествии, но отчаиваться не стали.
Старт из России
Выезжаем из Нижнего Новгорода. У нас есть правило: перед длинным переходом мы всегда выезжаем вечером и проезжаем примерно 200 км, это помогает настроиться на длинную дорогу. После останавливаемся в районе Арзамаса, ночуем.
Следующая ночёвка в Волгограде. Здесь мы останавливаемся на просторной парковке гипермаркета «Лента», где, кстати, есть прачечная. С этой парковки не выгоняют, там же периодически останавливаются дальнобойщики на грузовиках.
Остановка в Элисте. Заезжаем перекусить местными чебуреками с сыром и томатом, выгуливаем пёселя и выезжаем во Владикавказ.
Ночёвка во Владикавказе. Обычно тут ночуем и заправляем холодильник перед Грузией.
Тоже захотелось в путь-дорогу? Тогда ловите народные маршруты для караванеров.
Привет, Грузия!
Пересекаем границу с Грузией. После Крестового перевала останавливаемся в нашей любимой локации — селе Ананури. Там можно прогуляться вдоль водохранилища и посетить крепость. На этом этапе мы обычно не торопимся и переезжаем в Мцхету на пару недель.
Отдых в Мцхете. Останавливаемся на территории парка Театрони. Можно прогуляться пешком до исторической части Мцхеты и закупиться свежей выпечкой. В Тбилиси на автодоме мы почти не ездим. Уж слишком сложный трафик. Однажды мы оказались в старом городе среди узких улочек — впечатления свежи до сих пор.
Переезд к морю в Кобулети. После Мцхеты мы перемещаемся к Чёрному морю в Кобулети. В нетуристический сезон там очень приятная атмосфера, более спокойно. В Кобулети у нас есть любимые точки: поляна у моря, спортзал, любимая овощная лавочка и кофейня. Задержаться здесь можем на целый месяц.

Далее в Гонио. Перед выездом в Турцию перемещаемся в Гонио. До Турции уже рукой подать, около 10 минут на машине.
Середина маршрута. Турция
Ночёвка в Трабзоне. Ставим автодом в турецком городе Трабзон, возле ТЦ «Форум». Здесь можно восполнить впечатления о больших торговых центрах и побаловать себя гастрономическим разнообразием турецких гипермаркетов.
Переезд к Средиземному морю. В этом году мы перемещались к Средиземному морю через Трабзон, Самсун и Серик. Хотелось успеть застать тёплое море и летнюю погоду. При желании маршрут можно построить иначе: Трабзон – Самсун – Конья/Бейшехир – Серик/Анталья.
На пароме на Северный Кипр
Плывём на Северный Кипр. В Турции можно находиться в диапазоне 30–60 дней. Затем на пароме из Ташуджу выплываем на Северный Кипр. Интересные здесь к посещению города: Никоссия, Фамагуста, побережье Дипкарпаз.

Также добавлю, что перед Ташуджу можно посетить Аланью, Сиде, Газипашу.
Возвращение с Северного Кипра. После Северного Кипра мы вернулись в порт Ташуджу и отправились на восток Турции по маршруту: Ташуджу – Мерсин – Адана – Газиантеп – Шанлыурфа – Халфети – Мардин.
Возвращение в Россию
Обратный маршрут в Россию у нас почти такой же, по проверенным точкам и локациям.
В прошлом году в копилку ко всем посещённым морям мы захотели добавить Каспийское море. Поэтому после Владикавказа и Элисты отправились в сторону Махачкалы, а затем посетили Астрахань. Очень красивый город! Уже оттуда поехали в в точку старта — Нижний Новгород.
Больше впечатляющих городов в нашей статье «Где в России красиво зимой».
Что учесть при путешествии в автодоме
Сроки пребывания в стране для человека и машины. Например, в Грузии человек может находиться внутри страны 1 год, а транспортное средство — 3 месяца. В Турции же этот срок составляет 90 дней суммарно в течение 180-дневного периода. Поэтому через 60 дней мы выезжаем из страны на Кипр. Останавливаемся там на 30–60 дней и возвращаемся в Турцию ещё на 30 дней.
Документы. Как правило, это страховки на людей и транспортное средство, справки или «титры» для животных (анализ на антитела к вирусу бешенства). На погранпунктах стали строже следить за документами на животных. У нас есть пёс, для которого мы готовим все документы и прививки заранее. Например, без «титров», действующего ветеринарного паспорта и чипа вас с питомцем на Кипр не пустят.
Погода и резина. Пункт, который мы проверили на своей шкуре, как говорится. Когда на побережье Грузии становится совсем грустно от непрекращающихся дождей, мы отправляемся в Турцию. По датам это середина ноября. В логике погоде не откажешь: если на море идёт дождь, то на горных перевалах — снег. В такую погоду лучше не ехать и дождаться погоды без осадков. Если снег только на обочине и не падает с неба, то можно продолжать движение.

Так вот, чтобы попасть на Средиземное море в Турции, нужно достаточно долго ехать поперёк Турции. В это время на равнинной части в районе Анкары уже достаточно холодно, ночью выпадает изморозь, а в горах, бывает, идёт снег. Дорожные знаки предупреждают снежинками и цепями на колёсах.
Резина на колёсах любой машины должна быть готова к таким поворотам. В идеале она должна быть промаркирована снежинкой. У нас всесезонная резина Petlas турецкого производства, которая подготовлена к снегу, грязи и жаре в том числе.
Она нас выручала очень много раз! И в +30°C на востоке Турции, и в снегопад на горных перевалах, и в −10°C в январе в Краснодаре. Если у вас летняя резина, возьмите с собой в путешествие цепи. Поверьте, поездка на автодоме весом 3 тонны по серпантинам, да ещё в снег на летней резине запомнится надолго!
Представление о религии и менталитете. Лучше быть в курсе традиций и правил страны, куда вы направляетесь. Например, мы путешествовали в Рамадан по Турции, когда одеваться в открытую одежду было нельзя. Не думаю, что в туристической части нам что-нибудь бы сказали, но зачем рисковать? Нужно уважать традиции и правила той страны, где находишься.
Календарь путешествий с августа по май 2024 года

| Месяц | Страна |
| Август, сентябрь, октябрь | Грузия |
| Ноябрь, декабрь | Турция |
| Январь, февраль | Турецкая Республика Северного Кипра |
| Март | Турция В середине марта в Мерсине и Адане температура поднималась уже до +30°C |
| Апрель | Россия: Элиста (Калмыкия), Дагестан |
| Май | Нижний Новгород Встретил чуть ли не снегом |
Где «бросить якорь», когда ты на автодоме

На третий год мы уже нашли свои локации либо находим их в специализированных приложениях для вэнлайферов: Park4Night, GO VANLIFE, Дом.Кругом (точки по России) и т.п. Также муж смотрит карту, чтобы понять, где именно нам комфортно припарковаться.
В целом мы больше останавливаемся вне кемпингов, поскольку у нас уже высокая степень автономности. Даже в пасмурную погоду нам не требуется стоять «на розетке». Запаса воды тоже хватает на несколько дней, а стирку чаще сейчас сдаём в прачечные, чтобы там всё и постирали, и посушили, и аккуратно сложили. Это не так дорого, как кажется на первый взгляд.

Часто в кемпингах ведутся настоящие битвы за стирку и сушку вещей, не говоря об очередях. Всё-таки постельное бельё нужно где-то сушить, а на стоянках в городе нет такой возможности. Тут я не перестану восхищаться гипермаркетами «Лента». В их магазинах на юге можно найти прачечные самообслуживания с хорошими стиральными и сушильными машинами — это просто восторг!
Отдых в автодоме: лучшие направления
Новые впечатления стали появляться в прошлом сезоне, потому что мы плавали на Кипр на здоровенном грузовом пароме и почувствовали себя детьми. Настолько непривычно, что на остров можно попасть на своём домике! Да и плыть на большой посудине в открытом море нам тоже понравилось. Конечно, это не круизный лайнер. Там шумно, вид загорожен грузовым транспортом, но путешествовать в своём автодоме по острову — особенное удовольствие.

Помимо Кипра, мне понравилось наше путешествие на юго-восток Турции. Мы посетили древнейшие города Месопотамии: Халфети, Шанлыурфа, Мардин — вот, где нас ждал колорит! Туристов зимой было мало, что тоже порадовало. Я не могу передать восторг от вида на эти многоуровневые города из камня.

В Анталии есть эскалаторы прямо на улицах, а вот в Мардине, чтобы подняться на туристическую улицу, нужно преодолеть немалое количество ступеней вверх среди жилых домов. В кемпинге в Мардине открывался вид на бескрайнюю сирийскую равнину, по прямой до Сирии было всего 30 километров!

В Мардине мы закупились пряными сладостями с хурмой, хлебом чурек, а также сирийским кофе — на вкус как кофе с цикорием. В таких путешествиях интересны местные заведения, а не фешенебельные рестораны. Если будете в Мардине, обязательно купите сирийское мыло! На вид оно абсолютно непривлекательное, как хозяйственное, но содержит много настоящего оливкового масла. Мыться мылом, конечно, звучит не особо, зато после него остаётся невероятное шёлковое ощущение на коже.

Нет автодома? Тогда поезжайте на природу без гаджетов, чтобы расслабиться. Мы в Суточном Журнале писали о 8 местах для цифрового детокса.
О вэнлайф-сообществе и будущем
Удивительно, но нас, вэнлайферов, много. Существует огромное русскоязычное сообщество, хотя иностранцев, практикующих такой образ жизни, немало. В какой-то момент заводить новые знакомства стало просто, потому что мы тоже открытые общительные люди.

Внутри сообщества есть традиции. Например, посиделки вечером у костра в местах, где разрешено разводить огонь. Обязательно встречаем новых вэнлайферов на нашей локации. То есть когда вы стоите и туда приезжает автодом, то вы выходите и знакомитесь. Самое весёлое — это посвящение в вэнлайферы, когда нужно вынести кассету туалета.
Удивительно, вы можете встретиться с вэнлайферами только что, но у вас будет чувство, будто вы уже заочно знакомы.

В мечтах у нас страны, в которые сейчас сложно попасть на машине. Поэтому мы задумываемся о яхте, чтобы избежать сложной бюрократии и воспользоваться прекрасным морским правом.
Быт на яхте мало чем отличается от быта в автодоме. К счастью, у меня и мужа накопился пул навыков за время путешествий. Это срочная починка, находчивость и, конечно, коммуникабельность. Пожалуй, последний навык — самый главный. Время открывать новые впечатления и горизонты!
Фотографии предоставили Марина и Максим, за что мы им безумно благодарны 🫶🏻 А как вам рассказ о жизни и путешествиях в автодоме? Пишите в комментариях — обсудим.
Готовила статью и общалась с вэнлайферами Ангелина Головатая.

