Соседи недовольны тем, что я сдаю жилье посуточно. Что делать?

6 мая 2020

Недовольство, жалобы, а иногда и угрозы соседей — все это встречается в посуточной аренде. Нужно ли обращать на это внимание и что с этим делать? Разбираемся вместе с экспертами Суточно.ру — нашими самыми опытными арендодателями.


Как наладить отношения с соседями

1. Сосед должен видеть, что вы не просто сдаете жилье сами по себе, а всегда готовы к сотрудничеству и диалогу. Оставьте соседям контактный телефон, участвуйте в ремонте подъезда и поддержании общего порядка.

Иван Тренькаев, Санкт-Петербург: «С наиболее бдительными соседями, конечно, лучше познакомиться и стараться дружить. Подарки на Новый год и по другим случаям тоже отлично работают. Потому что если возникнет конфликт между соседом и гостем, нужно, чтобы сосед звонил вам, а не участковому.

Мы тоже стараемся быть хорошими соседями для других жильцов дома: всегда скидываемся на мелкий ремонт в подъездах, своевременно меняем лампочки, поддерживаем чистоту на лестничной клетке».

Игорь Муть, Тамбов: «Главное, чтобы соседи не беспокоили нас во время проживания гостей. Для этого мы оставляем на входных дверях таблички с немного «агрессивным» текстом для клиентов и телефоны для связи с нами. Это выручает и в других случаях: например, если в нашей квартире что-то случилось с сантехникой».

2. Подружитесь с консьержами (если они есть, конечно). Эти люди не только могут вежливо поздороваться и поболтать о погоде, но и предотвратить ваши конфликты с соседями.

Артём Базыгин, Москва: «Мы в первую очередь дружим с консьержами. Если в квартире намечается беспорядок, они сразу сообщают нам».

3. Играйте на опережение. Узнайте о жильцах дома еще до того, как они успели стать вашими соседями.

Дина, Казань: «Я уже при покупке квартиры изучаю соседей. Никогда не покупаю с общим тамбуром. Сейчас одну из квартир выставлю на продажу — проблемы с соседом».


Что делать, если соседи неадекватные или не идут на контакт

1. Не сдавайтесь сразу. Если уверены в своей правоте, продолжайте спокойно ее отстаивать.

Эля и Максим, Казань: «Когда сосед невменяемый, проводим с ним разъяснительную беседу. Раньше старались задабривать, но время научило относиться к соседям ровно, не лебезить перед ними. Говорим, что наша деятельность законна, что в России не запрещена посуточная аренда жилья, что мы платим налоги. Иногда беседуем в присутствии участкового, он на нашей стороне. После этого соседи успокаиваются.

Рядом с одной квартирой была буйная соседка, постоянно нам звонила, все наши гости для нее были шумными. Поговорили с ней — все бесполезно, один мат в нашу сторону. Решили действительно заселять шумных гостей (музыкантов, артистов от 8 человек), и через месяц соседка стала белой и пушистой! Предупредили ее, что нас можно беспокоить, только когда действительно шумно. Уже два года молчит».

Игорь Муть, Тамбов: «На начальном этапе была у нас одна рьяная соседка. Работала управдомом, держала всех в ежовых рукавицах. По-моему, даже сидела в тюрьме. А если выпьет, то мозг вынесет сразу. Но реальность такова, что закона мы не нарушаем, ведем себя прилично. Участковый после нашей беседы тоже все понял и перестал реагировать на ее жалобы. Главное — понимать, что неадекватные люди есть везде, но вы же строите бизнес не для того, чтобы все соседи были счастливы. Всегда найдутся люди, которые будут недовольны».

2. Если соседи сами не хотят общаться, вы вряд ли сможете вызвать их на разговор по душам. В таких случаях просто продолжайте работу, которая не ущемляет чужих прав.

Артём Базыгин, Москва: «С соседями знакомимся, но далеко не все из них идут на контакт. С теми, кто не желает контактировать, у нас минимум общения — просто поддерживаем чистоту на лестничной клетке. В случае вызова участкового объясняем все как есть и знакомимся с соседом поближе».

3. Если нервных затрат становится совсем уж много, то, возможно, стоит поменять квартиру. Это займет несколько месяцев, но даст годы спокойной жизни в будущем.

Артём Базыгин, Москва: «Был случай, когда соседка просто не давала покоя и постоянно вызывала наряды без повода. Участкового она замучила, но приезжать на вызовы — это его работа. В итоге просто пришлось отказаться от этой квартиры».


Как взаимодействовать с гостями

Чтобы избежать конфликтов, нужно вести «просветительскую» работу не только с соседями, но и с гостями, которые бронируют ваше жилье:

1. Прописывайте условия проживания в объявлении на Суточно.ру.

2. Заключайте договор с гостем. В нем тоже пишите правила проживания и ответственность гостя за их нарушение.

3. Берите залог. Если гость хочет получить свои деньги назад, это отобьет охоту шуметь.

4. Повесьте на дверях, на стенах или на холодильнике напоминания о том, что нельзя шуметь и курить в квартире, оставлять мусор на площадке и т.д.

Иван Тренькаев, Санкт-Петербург: «При заселении мы с гостями подписываем договор, где есть пункт о запрете вечеринок, соблюдении тишины после 22:00, запрете курить в подъезде и т.д. Все правила всегда проговариваем и акцентируем внимание на таких деталях. Как правило, этого достаточно. Штрафы, невозврат залога, расторжение договора в связи с нарушениями правил проживания — все это тоже предусмотрено в договоре».

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: «Отличный способ подружиться с соседями — это взять страховой депозит с гостя, и, если в квартире будет шумно, не возвращать его, а передать соседям как компенсацию за неудобство».


Что делать, если инцидент все же случился

Если гость по-настоящему мешает соседям, вы можете досрочно выселить его без возврата залога. Если инцидент серьезный, вызывайте охрану или полицию.

Игорь Муть, Тамбов: «Если сосед звонит и жалуется на шум, нужно созвониться с гостем, предупредить, что еще один звонок — и приеду выселять. Объяснить соседу, что, если гость не успокаивается, пусть наберет еще раз. Набирает — едешь решать вопрос с выселением.

Вообще, если работаешь в посуточной аренде, надо быть готовым ко всему. Самый жесткий случай, с которым я сталкивался, — это убийство. Вдаваться в подробности не буду, но эту квартиру мы по-прежнему сдаем, соседи с нами здороваются. Полиции тоже было не в чем нас обвинить: все записи разговоров и данные о гостях мы предоставили. Виновника быстро нашли и задержали».

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: «Если происходят серьезные инциденты, то после звонка соседа или консьержа мы вызываем охрану. У каждого нашего администратора есть GPS-трекер тревожной кнопки, он может вызвать экипаж вооруженной охраны для помощи. В последние пару лет у нас было два случая, когда охрана работала совместно с полицией».


Итог:

1. С соседями нужно дружить: оставьте телефон для связи, поддерживайте чистоту у входной двери, участвуйте в ремонте подъезда.

2. Если сосед все равно недоволен, объясните ему, что вы ничего не нарушаете и закон на вашей стороне.

3. Работайте с гостями: четко озвучивайте правила проживания и последствия нарушений, заключайте договор, берите залог.

4. Если гость шумит и мешает соседям, можете выселить его за нарушение правил.

5. Подумайте о запрете вечеринок. Это еще один шаг к хорошим отношениям с соседями.