Суперхозяин Дмитрий Поликарпов: «Нужно выбрать свою нишу в посуточной аренде»
19 сентября 2024
19 сентября 2024
Суточно.ру публикует 14-е интервью в рубрике «Как стать суперхозяином?».
На этот раз мы пообщались с Дмитрием Поликарповым из Ярославля. Нам стало интересно, как рантье пришёл к 7 объектам, итоговое ли это число в его бизнесе и почему он предпочитает субаренду. Кроме того, Дмитрий рассказал, как «посутка» в отличие от найма дарит свободное время и попутно может разочаровать в людях.
О франшизе, которая подстрахует от ошибок, общем нейминге объектов и отличии посуточного рынка в 2018 и 2024 годах — читайте в интервью.
– Дмитрий, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Почему вы решили заниматься посуточной арендой?
– Долгое время я работал в найме на приличных производственных должностях. В какой-то момент наши отношения с собственником стали ухудшаться, и мы с женой, глядя вперёд, решили попробовать что-то своё. Помимо основной работы, я долгое время «баловался» квартирами: покупал, продавал, сдавал в аренду и так далее. Поэтому мы обратили внимание на недвижимость и, соответственно, на посуточную аренду как вид заработка. Так, потихонечку, пока я ещё работал в найме, занялись посуточным бизнесом.
– То есть на первых первых порах вы совмещали аренду и работу?
– Совмещали, да. Как и все, начали с одной квартиры. В силу работы я много ездил в командировки. Поэтому жена помогала совмещать посутку и найм.
– В каком примерно году вы начали заниматься посуточной арендой?
– Где-то осенью 2018 года.
– Какой объект запустили первым? Насколько это был осознанный выбор?
– Дело в том, что я, как прагматик, не люблю набивать шишки там, где у людей есть опыт. Поэтому мы купили у ребят из Ижевска небольшую франшизу. Они нас плавно в этот бизнес и ввели. Рассказали нам, что к чему, ознакомили с электронными фишками и площадками бронирований. С ними мы благополучно запустили первую квартиру, которую нашли через риелтора. Её мы взяли в аренду и попутно продолжили поиски других квартир.
– Это была однокомнатная или двухкомнатная?
– Это была небольшая двухкомнатная квартира в историческом центре города. Мы изначально планировали сдавать недвижимость там, так как Ярославль — столица Золотого кольца. Квартира находилась сразу в зоне ЮНЕСКО.
– Тоже довольно прагматично.
– Нам в этом плане не было так сложно, потому что ребята по франшизе помогли на первых порах. Критичных неудобств мы не испытывали.
– Может, припомните первые трудности? Когда только запустили объект, лично заселяли?
– Раньше дистанционное заселение не было распространено. Поэтому мы ездили, чтобы заселить и выселить гостей. Но постепенно перешли на бесконтактное. Во-первых, мы стали брать в субаренду другие квартиры. Во-вторых, исходя уже из своего дальнейшего опыта, решили всё-таки заселять и выселять дистанционно.
Инструкции по самостоятельному заселению высылаем сразу, как только квартира готова принять гостя. Это готовый шаблон, куда вносятся актуальный код сейфа и небольшое видео. После остаёмся на связи. Если кто-то что недопонял или возникли вопросы, мы разъясняем по телефону. Сейчас самостоятельно встречаем только 5% гостей, и то если где-то рядом находимся или люди вызывают сомнения.
– Дмитрий, через какое время вы уже поняли, что можно расширяться?
– У нас плавно было. Мы купили франшизу, изначально понимали, что объект будет не один. Мы взяли в аренду первую квартиру, затем дальше искали. Уже месяца через три появилась вторая, через четыре — третья. С ней как раз попался собственник, у которого много других объектов. Поэтому мы остальные квартиры взяли у него, они находятся в одном и том же доме.
– Очень удобно.
– Да, у нас все квартиры арендные. Лично я не вижу смысла вкладывать деньги в недвижимость, чтобы сдавать её посуточно. Всё-таки она не приносит такого дохода, как другие виды бизнеса, которыми я тоже занимаюсь. Поэтому все 7 объектов я сам арендую.
– Что ещё поменялось с появлением новых объектов, кроме заселения и выселения?
– Начали пользоваться услугами сертифицированной прачечной. Когда было 1–2 объекта, мы сами пытались стирать и гладить. Но когда появилась третья квартира, мы уже стали сдавать полотенца и постельное бельё в прачечную, получать всё чистое и поглаженное. Так что гости стирку не видят, тоже удобно. Квартиры у нас приличные, по уровню выше среднего. Внутри есть определённые места хранения со всеми необходимыми расходниками. У горничной есть электронный ключ от них, она приходит и открывает. А дальше уже застилает постельное бельё, развешивает полотенца и другое.
– Если говорить об интерьере объектов, франшиза помогла в этом? Или вы обращались к профессионалам?
– Больше жена помогла, чем франшиза. У неё достаточно неплохо, кстати, получается. Есть чувство уюта, насмотренность. Поэтому мы дорабатывали объекты, которые брали в аренду, сами и за счёт собственников. Все квартиры изначально были в неплохом состоянии. Иногда мы отказывались от предложений, так как объекты было бы тяжело привести в божеский вид.
– Получается, в посуточной аренде нужно учитывать изначальное состояние объекта, не экономить?
– Конечно, если вы не хотите ремонтировать. Потому что я знаю, что Алексей Иванов из Вологды (руководитель компании «Две Подушки»), например, любит ремонтировать. Мы не сторонники такого подхода, да и собственники, которые бы предложили вложить деньги в голые стены, не попадались.
– Ваши квартиры снимал один фотограф?
– Мы пробуем работать с разными фотографами. Они хорошо снимают, но хотелось бы ещё лучше. Так что мы в поиске. Сейчас у нас нет, например, видеороликов по квартирам. Сезон закончился, появилось время этим заняться. Это будут видеообзоры квартир. Также планируем перефотографировать один из объектов.
– У вас в команде — вы и супруга?
– С нами ещё 2 девушки-помощницы, вместе мы работаем около 3 лет. У нас нормальные отношения. У одной из помощниц есть автомобиль. Поэтому если нужно куда-то уехать, можно спокойно всё на время оставить.
Вообще, благодаря посуточной аренде в том числе у нас появилось свободное время. Это радует, у нас хорошие отношения с женой. Мы проводим много времени вместе после того, как я ушёл из найма в 2019 году. Посутка физически не занимает много времени. По крайней мере, у нас. Мы можем работать 2 часа в день, а когда-то вообще никуда не выезжать. Допустим, я сижу за ноутбуком, но физически нахожусь дома. На связи я сам. Отвечаю на звонки, если что-то нужно. Лампочки, водопровод и прочие бытовые вопросы на мне. Шуруповёрт тоже всегда ношу с собой.
– Интересно ваше позиционирование. Почему вы выбрали название Bliss Aparts?
– Ткнули пальцем в небо. Для меня проблема что-то назвать. Подбирали разные слова, ещё до санкций, когда много всего было на английском языке. Так и получились «апартаменты мечты».
– Почему вообще решили дать общее название?
– Так проще, когда ты имеешь своё имя на рынке. Ты на слуху. Также это показывает твой уровень. Даже когда открываешь новый объект, но прикрепляешь к нему своё название, люди уже чего-то ждут. Особенно если останавливались в предыдущих квартирах.
– Что бы вы посоветовали людям, которые хотят заняться посуточной арендой и запустить сразу несколько объектов?
– Надо понимать, что это не «голубой океан» (в значении «новое рыночное пространство»), во всяком случае сейчас. Например, когда мы начинали в Ярославле, на Суточно.ру было примерно 600 квартир. Сейчас их 1600. Отсюда и плотность рынка, особенно тяжело может быть в несезон.
Кроме того, нужно выбрать свою нишу в посуточной аренде. Квартиры бывают разного уровня. Разница в том, кого вы видите своими клиентами. Мы запускались в историческом центре, к тому же половина наших квартир находится в доме недалеко от Советской центральной площади. Так что большинство гостей — туристы. Со временем появились постоянные клиенты, которые приезжают в Ярославль по работе.
К сожалению, посутка приносит разочарование в людях. Мы заселили тысячи людей. И каждый месяц найдётся человек, который вызовет негатив, а он с годами копится. Кто-то скандалит, поэтому постепенно разочаровываешься в людях. Гость может приехать с любым настроением, это важно учитывать. Можете даже хорошо расстаться с людьми, а потом в отзыве прочитать, что вы самый плохой человек в мире.
– Тем не менее у вас хорошие отзывы.
– Отзывы бывают всякие. Иногда человек на стопроцентном негативе отзыв пишет. Мы тоже не самым мягким образом отвечаем на них, потому что переживаем за своё дело.
Кто-то разобьёт стакан и смолчит, спрятав осколки, допустим. Мы, в свою очередь, залог не берём. Не хотим, наверное, оскорблять людей 2–3 тысячами рублей. Если человек захочет причинить ущерб, он причинит. Суть в том, что кто-то прячет осколки, а кто-то честно звонит и переводит деньги. Последних, по нашим наблюдениям, больше. Каждый может уронить, но не каждый признается. В посуточной сфере через тебя проходит много людей, поэтому негатив и накапливается. Это моё личное наблюдение.
– 7 квартир — конечное число? Или есть планы по масштабированию?
– Я бы сказал, что это уже не от нас зависит. Я читаю Илью Бузункина, у которого больше 50 объектов, мы не из этого теста. У нас было и больше 7 квартир, но они приходят и уходят. Если появится что-то достойное, мы возьмём. Планов на данный момент нет. Тем более, в сферу аренды и недвижимости государство всё время вносит какие-то изменения.
Читать прошлое интервью с Натальей Осиной из Нижнего Новгорода