Владивосток — Байкал на машине

В июле 2023 года мы совершили безумный трип из Ульяновска во Владивосток и обратно, проделав на машине без малого 20 000 километров за 5 недель.

О таком путешествии мы мечтали давно, но долго откладывали: считали, что всегда успеем. И потом поняли, что нужно непременно ехать именно летом этого года. Купили автохолодильник, наготовили тушёнки, как следует обслужили машину, начитались отчётов других путешественников, составили для себя план и отправились в путь, полный неизвестности. Совершенно не ожидая от поездки чего-то необычного — едешь и едешь, ну что тут такого?

О, как мы ошибались! Забегая вперёд, скажу, что это путешествие стало одним из самых запоминающихся, которое я могу поставить в один ряд с треком до Эвереста, пересечением по диаметру всей Исландии и прохождением Памирского тракта.

Многие мои знакомые совершали подобные автопробеги из Владивостока в города европейской части, перегоняя купленные в Японии машины. Но наш маршрут подразумевал путь и туда, и обратно. И больше всего мы боялись именно второй части. Боялись заскучать, приуныть от перспективы ехать по той же дороге ещё долгих 10 дней. Поэтому постарались максимально разнообразить путь домой новыми точками, куда не заезжали, когда ехали во Владивосток. Об этом я и хочу рассказать более подробно. О том, что можно посмотреть по пути, например, до Байкала.


Сколько ехать от Владивостока до Байкала

Путешествие из Владивостока до озера Байкал на автомобиле займет примерно 4–5 дней со всеми остановками. Вам придется преодолеть расстояние в 4100 километров, проезжая через Хабаровск, Читу и Иркутск.

Если планируете поездку от Владивостока до Байкала на машине, нужно проехать через следующие города:

1. Владивосток — Хабаровск (около 750 км). Дорога проходит по федеральной трассе «Амур» и занимает в среднем 10–12 часов.

2. Хабаровск — Чита (около 1800 км). Путь пролегает через Амурскую область, Забайкальский край и Бурятию. Дорога займет около 2–3 дней, в зависимости от скорости движения и остановок.

3. Чита — Байкал (около 900 км). На этом отрезке вы проедете через Бурятию и Иркутскую область, пока не достигнете озера. Время в пути составит около 12–15 часов.


Маршрут Владивосток — Байкал на авто

 

Нескучный маршрут от Владивостока до Байкала на машине

День 1

Выезжаем из Владивостока, на прощание заехав позавтракать в кафе «Вспышка», которое нам рекомендовали как место с лучшими в городе эклерами. Пирожные действительно оказались выше всяких похвал. Заодно посмотрели Старый дворик ГУМа.

Автор

Алексей Мараховец, ульяновский путешественник и фотограф. За 7 лет побывал в 42 странах.

Через полтора часа мы были уже в Уссурийске, мимо которого проехали по пути туда. Вообще, мы планировали оказаться здесь ближе к обеду, чтобы поесть в трушных китайских ресторанах. Но завтрак ещё не успел провалиться. Поэтому решили ограничиться культурно-познавательной программой.

Уссурийск чем-то напомнил Ейск или Таганрог, где мы были пару лет назад. Небольшой провинциальный городок с невысокой застройкой. Очень чистый, опрятный и зелёный.

Уссурийск — город с древней историей, частичку которой удалось отыскать в парке прямо под открытым небом. В 13-м веке эти земли входили в империю Цзинь. При раскопках была обнаружена черепаха — надгробный памятник. Похожую я видел в Монголии. Примечательно, что стоит этот древний артефакт не в музее, а рядом с детской железной дорогой и батутом.

 

А ещё Уссурийск — город железнодорожников. Главный Ильич стоит тут на Вокзальной площади и указывает, как вам идти на поезд. Здесь же находится железнодорожное училище и паровоз, который подкрашивали к какому-то празднику.

 

Двигаемся дальше на запад, в сторону Хабаровска. Когда ехали во Владивосток, проезжали мимо интересных мест, у которых не успевали остановиться. Все мы их отмечали с намерением посмотреть на обратном пути.

Одним из таких мест оказалось лотосовое озеро у подножия горы Сарыдинза сразу за мостом через Уссури, рядом с посёлком Горные Ключи. По озеру катаются на резиновых лодках, которые сдаются в аренду на берегу. Сам посёлок тоже интересный — это курорт, где можно попить минеральную воду, подлечиться и отдохнуть.

Не доезжая 60 километров до Хабаровска, вы попадёте в посёлок Екатеринославка. Если после моста через Кию свернуть направо и ехать вдоль реки по лесной дороге, можно добраться до весьма интересного места — Киинских писаниц. Это петроглифы на берегу реки Кия, возраст которых 3–5 тысяч лет.

Наскальные рисунки были сделаны уссурийскими племенами. Они не так известны, как Сикачи-Алян, но всё же не менее интересны. Добраться до скал с рисунками в сухую погоду можно практически на любом автомобиле. А вот в дождь или после него дорога превращается труднопреодолимый аттракцион. Именно в такую погоду мы и попали сюда на полустёртой AT-шке и добрались только до половины маршрута. Прикинув, что это приключение не на один час, решили оставить это место на следующий визит в Хабаровск.

 

В город мы въехали примерно в 20 часов и сразу же отправились в китайский ресторан, где съели по огромной порции лапши с мясом. Ночевать остановились в квартире на Беломорской, 19А, которую заранее забронировали на Суточно.ру.

Это интересно:

Дикие уголки России

Траты первого дня:

Заправка «Роснефть»: 4400 рублей.

Ужин в китайском ресторане: 2260 рублей.

Квартира: 3750 рублей.


День 2

Мы могли бы поехать из Хабаровска напрямую в Читу, как это сделали по пути во Владивосток. Но от мысли о том, что придётся опять двое суток ехать посреди бескрайней тайги, становилось немного грустно. Поэтому мы решили разбавить скучную дорогу новыми впечатлениями и взяли курс на Благовещенск.

Уж очень захотелось нам посмотреть Китай, пусть и с расстояния ширины Амура. Это немного увеличивало общий километраж, зато мы сокращали дневной пробег этого участка с 1100 километров до комфортных 700. Расстояние между Хабаровском и Читой — 2200 км. Заезд в Благовещенск разбивал их на три участка.

После поворота на Биробиджан остановились в одном легендарном месте — придорожном кафе «У Коляна». Оно пользуется огромной популярностью у путешественников уже много лет. Поэтому на площадке у кафе всегда многолюдно, а внутри огромная очередь. Кухню хвалят, но мы опять ничего там не попробовали, потому что только недавно позавтракали в Хабаровске перед выездом.

 

Ближе к 18 часам мы пересекли реку Зея по мосту. По глубине, ширине и водостоку она превосходит Амур в месте слияния рек, но исторически считается его левым притоком. Сразу за мостом начинается город Благовещенск.

Остановились в небольшой однокомнатной квартире на Шевченко, 70/2, которую нашли на Суточно.ру. Заселились и побежали смотреть город, пока ещё не стемнело.

Читайте также:

На машине по России

Благовещенск — город-набережная. Всё самое красивое и современное построено в одну линию вдоль реки так, чтобы создать видимость процветающего города и закрыть ширмой то, что есть на самом деле.

Сложилось ощущение двух городов в одном. Внутренний Благовещенск неуютный, застрявший в прошлом, с беспорядочной застройкой и кислотной рекламой, второй (который могут видеть китайцы) — современный, ухоженный, красивый. Вечерняя жизнь Благовещенска сосредоточена во второй части, на набережной. Остальной город в это время полностью пустеет.

 

На другом берегу Амура находится район Айхуэй городского округа Хэйхэ с населением 190 тысяч человек… Но тот берег сильно отличается от российского.

Красивый Благовещенск начинается в парке на набережной, вдоль которой строятся огромные отели. В этом году установили 75-метровый флагшток с российским флагом.

 

Самое интересное шоу начинается здесь с наступлением темноты. Сначала включается подсветка набережной с российской стороны. Глядя на нас, китайцы зажигают свою набережную и высокие дома, подсвеченные в цвета китайского флага. Набережная Благовещенска оживает. Музыка, кафе, уличные артисты, художники — настоящий Арбат! Людей очень много. Стоят у ограждения и смотрят на китайцев, а те смотрят на нас. Даже огромное колесо обозрения построили, чтобы подальше видеть.

 

По Амуру вдоль границы бегают прогулочные теплоходы с обеих сторон. С них можно увидеть Китай ещё ближе. Как откроют безвиз в Хэйхэ, так всё опять и начнётся. Жители Благовещенска практически всё везли оттуда.

По ощущениям, ресторанный рынок центра Благовещенска чуть менее чем полностью принадлежит китайцам. Найти кафе с некитайской кухней здесь сложно. Причём многие заведения сильно адаптированы под нас — почти везде дискотека, караоке и очень громкая музыка.

Еле нашли место, где можно было поесть и не оглохнуть. Еда, правда, оказалась на троечку с минусом: половину блюд есть было невозможно, а стоило это 1000 рублей на человека — цены выше, чем в Хабаровске. Наверное, включили в них обязательное прослушивание не умеющей петь девушки.

Основные исторические здания в Благовещенске ухожены и хорошо подсвечены — по улице Ленина гулять не менее приятно, чем по набережной.

 

Вернулись в квартиру уже ближе к полуночи. Уставшие, но довольные от увиденного и новых впечатлений. Благовещенск — очень необычный город, в котором однозначно нужно побывать.

Траты второго дня:

Квартира: 4720 рублей.

Китайский ресторан «Цветок Солнца»: 2800 рублей.

Заправки: 3270 + 1800 + 3500 рублей.

Книжка в дорогу для Матвея в «Читай-городе»: 1000 рублей.


День 3

Пожалуй, самый скучный день, за который ничего интересного мы не увидели. Это просто очередное расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы попасть домой. Трасса Чита – Хабаровск в отличном состоянии, ехать по ней сплошное удовольствие.

Машин мало, почти весь путь прошли на круиз-контроле. Крупных городов тут нет, поэтому на ночлег можно остановиться только в мотеле. Нашли подходящий в посёлке Ерофей Павлович и с наступлением темноты доехали до места.

 

Безымянный мотель в Ерофее Павловиче. Уверен, большинство из вас даже и не знало о существовании этого населённого пункта. Между тем, это один из самых крупных посёлков на 2000-километровой трассе Чита – Хабаровск. Мотель 6*, по числу кроватей в номере за 3500 рублей. Когда подъехали по адресу, Оля сказала, что хочет поехать дальше, в Читу, и ей страшно.

 

Ерофей Павлович действительно в тумане выглядит так себе. Сайлент Хилл по сравнению с ним Диснейленд. Но раз уж приехали, то нужно отдыхать. Кинули спальники на кровати — вполне норм. Глубинная Россия.

 

Траты третьего дня:

Заправки: 2500 + 2800 рублей.

Мотель: 3500 рублей.

Продукты в дорогу и завтрак в Благовещенске: 3800 рублей.


День 4

Рано утром выехали из Ерофея Павловича в Читу, до которой оставалось еще чуть более 700 км.

За 500 км до города внезапно кончились передние тормоза. Правая колодка сточилась до металла и начала есть диск.

В районе 13:00 заехали на перевал Юрия Тэна, где решили пообедать у часовни, установленной в честь этого общественного деятеля, предпринимателя и строителя.

 

Здесь я смог поймать мобильную сеть и дозвониться до сервисного центра, в котором по счастливой случайности оказались в наличии мои тормозные колодки. И это ещё было воскресенье.

Доехали кое-как, машина под конец уже тормозила так себе. Заселились в квартиру той же хозяйки, с которой успели познакомиться и подружиться по пути во Владивосток. Пока Оля рассказывала Оксане о наших приключениях в Приморье, я успел съездить в сервис. Там быстро заменили передние колодки. Всё бы ничего, но диск за день успел сильно задраться. Но до дома добрались уже без приключений, а там сразу же поменял диски на новые.

На прогулку по Чите сил уже не хватило — поужинали дома и легли спать.

Узнать больше:

Отдых в Приморском крае

Траты четвёртого дня:

Заправки: 3700 + 1900 + 2000 рублей.

Квартира на Суточно.ру: 2700 рублей.

Автосервис: 4800 рублей.


День 5

В этот день мы проехали из Читы до Иркутска, проделав 1070 километров. Правда, дорога после Читы становится более интересной и не такой утомительной из-за нескольких остановок. Первую из них мы сделали в Улан-Удэ у буддийского дацана Ринпоче Багша. С обзорной площадки Лысой горы открывается красивый вид на столицу Бурятии и реку Селенга.

Погуляли по территории Дацана, зашли внутрь.

 

И тут же в местной столовой пообедали классикой жанра Бурятии — буузами и пельменями.

 

Из Улан-Удэ невозможно уехать, не побывав у памятника Ильичу в центре города, который является самой большой скульптурой головы Ленина в мире. Установили его в 1970 году, к 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата. Отлита голова из бронзы, её вес 42 тонны.

Из Улан-Удэ до Иркутска идёт очень живописная дорога. Сначала вдоль извилистой реки Селенга, затем прямо по берегу Байкала. Перед бурятской столицей, за селом Тарбагатай, есть очень интересное место, у которого стоит остановиться. Это гора «Спящий лев», природный памятник Бурятии. Хабсагай хада, как на бурятском называется это место — одно из святых мест для буддистов и шаманистов Бурятии. У горы есть свои легенды и поверья. С её вершины открывается хорошая панорама на долину Селенги.

 

У побережья Байкала мы оказались уже ближе к закату. В низких лучах солнца озеро выглядит просто фантастически! Решили, что непременно нужно посидеть у воды и заказать озеру «До новых встреч» перед тем, как уехать домой. Нашли поворот к берегу в селе Бабушкин. Поднырнули через небольшой тоннель под железной дорогой и оказались у самой воды. Здесь находится великолепный памятник промышленной архитектуры конца 19-го века — сигнальный маяк.

В 1900 году начала свою работу единственная в России Байкальская Паромная железнодорожная переправа, которая являлась частью Транссиба. Паром-ледокол перевозил на нижней палубе целые поезда — 25 вагонов с грузами и паровозом с Иркутского берега на Мысовский. В течение 18 лет маяк исправно служил ориентиром для судна, он же стал немым свидетелем его гибели в августе 1918 года.

Время пощадило маяк. Высокий цилиндр из стали с винтовой лестницей внутри крепко стоит на гранитном подиуме. Правда, во время штормов байкальские волны подмывали его фундамент. В 1998 году маяк был отреставрирован.

В Иркутск мы приехали уже ближе к полуночи. Заселились в 3-комнатную квартиру на Чехова, 3, которую традиционно заранее нашли на Суточно.ру.

 

Мы решили, что немного отдохнём в Иркутске от утомительных перегонов и поживём тут пару дней, посмотрим город. По пути во Владивосток нам не удалось это сделать, потому что сразу из Красноярска уехали в Листвянку и дальше в Большие Коты. Сам Иркутск оставили на обратный путь. И не пожалели — в городе есть что посмотреть, и не на один день.

Траты пятого дня:

Квартира (2 ночи): 14800 рублей.

Заправки: 2000 + 1500 + 3000рублей.

Продукты в супермаркете: 2000 рублей.

Буузы: не дороже денег :)

На следующий день мы с утра отправились на экскурсию в «Байкалкварцсамоцветы» в пригородном селе Смоленщина, где узнали много нового о геологии здешних мест. Подержали в руках редкие минералы и красивейшие камни.

 

Затем много гуляли по городу. Исторический центр Иркутска находится в «листе ожидания» на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1998 года. Его называли «Восточным Парижем» и «Сибирским Петербургом». Иркутск был и остаётся одним из самых красивых и интересных с архитектурной точки зрения городов России. Русское деревянное зодчество, сибирское барокко, северный классицизм — ?все эти стили и направления в архитектуре можно изучать, гуляя по Иркутску.

 

Одной из главных достопримечательностей города считается 130-й квартал. Его проект был задуман в Иркутске к 350-летию города, которое отмечалось в 2011 году. Это специально созданный район исторической застройки с множеством деревянных домиков, многие из которых — памятники архитектуры и деревянного зодчества 18–19 веков. Внутри расположились музеи, магазины и рестораны.

Квартал находится в южной части исторического центра Иркутска у подножия Крестовой горы и имеет форму треугольника. В 2008 году возник проект создания в этом месте исторической зоны. Жителей переселили, большую часть строений снесли. От квартала осталось 32 дома, имевших историческую ценность, которые были отреставрированы. Также сюда перенесли 8 домов с других улиц города. Ещё 16 зданий, утраченных, но ценных, были воссозданы.

Так появилась Иркутская слобода из красивых домов, которые выстроились в новый район. В старинных домиках сейчас располагаются многочисленные кафе, рестораны, винотеки и бары. 130-й квартал — главная гастрономическая зона Иркутска.

 

А ближе к вечеру пришли на набережную Ангары, чтобы ещё раз насладиться холодным дыханием самого большого пресного озера в мире. Вечером тёплый воздух над холодными водами Ангары превратился в туман и укрыл собой город. Вот такая мистика и минимализм Ангары на набережной в Иркутске.

 

Красиво и необычно.

Из Иркутска по Ангаре всего за 1,5 часа на теплоходе на подводных крыльях «Восход» можно добраться до байкальского посёлка Большие Коты. Билет стоит 1300 рублей для взрослого. А уже оттуда можно пешком гулять по Большой Байкальской тропе в любую сторону. Или купить билет на исторический паровоз, который ходит по Кругобайкальской железной дороге из Листвянки в Слюдянку, и прожить эмоции человека начала 20-го века, ощутив размеренность того времени. Но рассказывать, чем заняться на Байкале, наверное, уже будет лишним.


Подводим итоги

Километраж пути из Владивостока в Иркутск:

Владивосток – Хабаровск, 750 км

Хабаровск – Благовещенск, 700 км

Благовещенск – Ерофей Павлович, 793 км

Ерофей Павлович – Чита, 778 км

Чита – Иркутск, 1062 км

Итого: 4083 км

Расход топлива Pajero 4: 14,5 литров на 100 км

Потрачено дней в одну сторону: 5

Количество человек: 3

 

Во сколько обошлась поездка

Вид расходов

Сколько потратили

Топливо

32 370 ₽

Кафе

5060 ₽

Продукты

5800 ₽

Проживание

29470 ₽

Разное

6000 ₽

Итого

78 700 ₽

В результате обратный маршрут получился совсем не скучным — хотя именно этого мы больше всего боялись. Вроде бы проехали той же дорогой, но благодаря тому, что внесли пару изменений и посетили несколько мест, которые не увидели по пути туда, дорога ощущалась практически новой.

А если посидеть подольше в интернетах, то можно накопать ещё больше интересностей на этом пути. И тогда маршрут станет отдельной полноценной программой поездки.