Горничные и администраторы: нужно ли нанимать и как с ними работать

17 мая 2019

Посуточной арендой трудно заниматься одному. Часто без горничных и администраторов не обойтись. И тут масса вопросов. Как найти ответственного работника, который не исчезнет вместе с деньгами? Может ли один человек заниматься уборкой и принимать гостей? Платить сотруднику оклад или делать разовые выплаты? Как поступать в конфликтных ситуациях?

Эти вопросы мы задали экспертам Суточно.ру — нашим самым опытным арендодателям. Ниже — обстоятельные ответы и личный опыт владельцев жилья.


Когда нанимать горничных и администраторов, а когда можно обойтись

Михаил, Санкт-Петербург: Вопрос о найме сотрудников обычно возникает, когда вы сдаете более 5 квартир или когда они разбросаны по разным районам. Один человек может спокойно обрабатывать заявки, заселять и убирать до 5 квартир. Некоторые герои посуточной аренды могут вытянуть в одиночку и 10 квартир, но таких немного.

Иван Тренькаев, Санкт-Петербург: Если самому тащить рутину с уборкой и заселением, никакого развития бизнеса не получится. Мы с первых дней к уборке привлекали горничных, а к стирке — прачку. Начинали с двух квартир на двоих.

Дина, Казань: У меня всего три квартиры. Убираюсь, встречаю и провожаю гостей сама. Дополнительные люди — это затраты и лишняя головная боль.

Анна Зверева, Санкт-Петербург: Изначально я хотела все делать сама: выбор квартиры, покупка, мелкий косметический ремонт, реклама, уборка, администрирование. Хотелось минимизировать расходы и самостоятельно всему научиться. Единственное, что я отдала в руки наемных сотрудников, — это стирка постельного белья. Правда, сейчас есть горничные.


Может ли один человек заниматься и уборкой, и приемом гостей?

Михаил, Санкт-Петербург: Чаще всего горничные могут заселять и провожать гостей, но вопрос с чистым/грязным бельем остается открытым, потому что горничные работают без автомобиля.

Артём Базыгин, Москва: Горничная в нашей компании и делает уборку, и заселяет. Это возможно только потому, что работник не перегружен большим количеством квартир и все они находятся относительно недалеко.

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: У нас на квартирах работает администратор-горничная. Такие сотрудники распределены по районам. Поскольку Питер город большой, для упрощения работы мы специально подбираем квартиры в одном районе в нужном количестве. Это позволяет загрузить одного человека.

Иван Тренькаев, Санкт-Петербург: Первое время мы заселяли сами, потом появился человек, которого мы сами же и обучили. Он и белье развезет, и гостей встретит, и все недостающее доставит, и мелкий ремонт выполнит. Например, упала гардина или разбили стекло — надо замерить, заказать, привезти, поставить. Но изредка я заселяю гостей сам. Это полезно.


Стоит ли доверять работу с бронированиями наемным сотрудникам?

Михаил, Санкт-Петербург: Работу с бронированиями трудно кому-то доверить, потому что хочется самому чувствовать рынок и спрос, а не передавать все менеджеру, мнение которого будет не настолько объективным. Личные встречи гостей у нас есть всегда, потому что менеджер может не успевать, уезжать на закупку в магазин, либо у него может быть выходной.

Анна Зверева, Санкт-Петербург: Звонки, брони и заселение контролирую лично я или мой супруг. Мы хотим найти менеджера по заселению, но искать сотрудника для обработки запросов и контроля броней в ближайшее время не планируем. Только личное общение с гостями, с полным погружением в календарь бронирований.


Как защитить себя от недобросовестных работников

Артём Базыгин, Москва: Я на этом деле «собаку съел». Часто люди, от которых я этого меньше всего ожидал, уходили в неподходящий момент вместе с деньгами.

Сейчас, чтобы попасть к нам на работу, нужно соответствовать нескольким критериям: в частности, нормальная связная речь и проживание недалеко от наших квартир. В каком районе сотрудник живет, в таком и работает. Это первые вопросы, которые мы задаем по телефону — и если по какому-то критерию человек не подходит, то на работу его не берем.

Затем сотрудник идет на стажировку от 3 до 7 дней. Доступа к деньгам при этом нет никакого, просто помощь по уборке. И уже дальше, если всех всё устраивает, мы берем у работника расписку, заключаем договор, который находится только у нас, делаем ксерокопию паспорта и других документов. На всякий случай, перед началом работы, я беру у горничной телефоны близких родственников и сразу их проверяю. Также лично убеждаюсь, что она живет именно там, где сказала. И уже после этого начинаем полноценно работать.

Горничных постоянно нужно контролировать. Это касается и качества уборки, и сохранности имущества. Предпосылкой для проверки могут быть плохие отзывы гостей.

Никто не хочет брать на себя ответственность за поломки. А поломки или грязь в квартире возникают в основном из-за лени и недобросовестного подхода к работе. И всем широко известной системы «ключ – ковер», когда гостя никто не встречает и депозита, соответственно, нет. Конечно, горничная вам такого не расскажет: контролируйте самостоятельно.

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: Очень трудно найти грамотного работника. Обычно из 5–9 людей, которые проходят стажировку, остается только один. Остальные либо уходят, либо мы сами их отсеиваем.

Вообще, подбор персонала — это та же воронка продаж: звонок, собеседование, приглашение на стажировку, стажировка, выход на работу. И каждый этап отсеивает людей.


Как платить сотрудникам

Михаил, Санкт-Петербург: Горничных можно нанять на постоянную основу (оклад) или на разовую работу (сдельная оплата). За одной горничной можно закрепить в среднем 10 квартир, чтобы не было накладок, когда все одновременно выезжают и она не успевает убрать.

Анна Зверева, Санкт-Петербург: Путем проб и ошибок остановилась на сдельной оплате по уборке квартир.

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: Многие берут работника на сдельную оплату и платят за каждую уборку, думая, что это выгоднее. Однако тогда сразу лишаешься многих бронирований на сутки-двое, так как они становятся экономически невыгодны. А таких бронирований все больше и больше: люди не ограничивают свое путешествие одним местом.

Мы платим оклад, и он не зависит от количества уборок. К тому же на окладе человек ответственнее относится к работе, так как может планировать свой доход. Сдельная оплата этого не позволяет, и сотрудник чувствует себя менее защищенным.

Иван Тренькаев, Санкт-Петербург: Оплата для горничных у нас сдельная. Нередко нужно убирать одновременно несколько квартир. Всем помесячно платить нецелесообразно, особенно в несезон. И деньги в тот же день работникам получать удобнее, некоторые не могут ждать и до завтра.

Артём Базыгин, Москва: Трудность заключается в малой привлекательности вакансии. В Москве мало кто захочет постоянно работать за 35 000 рублей в месяц. Но не идите на поводу у своих работников, которым сильно нужны деньги. Они будут вас просить дать им все больше и больше квартир.


Конфликты с горничными: что может случиться и как разрешить ситуацию

Анна Зверева, Санкт-Петербург: Первый наш опыт с горничной был неудачным. Мы установили ей разовую оплату за месяц. Поначалу все шло нормально, но через пару месяцев горничная начала часто игнорировать звонки в рабочее время, также ее огорчали каждые «новые уборки». Пару раз она не убрала квартиры, и нам самим приходилось убирать в экстренном порядке.

После расставания с ней, мы работаем по сдельной оплате. Так сотрудник больше радуется «новым уборкам», и с большей охотой выполняет свою работу.

Алексей Банкин, Санкт-Петербург: Работала у нас девушка администратором-горничной. С Украины, но со статусом беженца. 3 месяца работала, потом неожиданно объявила себя беременной и потребовала изменения условий работы, сокращения рабочего дня, замены химии на экологичную и т. д. Сказала, что шкафы сверху протирать не может, голова кружится. В итоге мы ей сообщили, что она нам больше не требуется.

Через 2 месяца получаем повестку. Она просила суд признать незаконным ее увольнение, принудить нас заключить с ней трудовой договор и оплачивать декретный отпуск.

В итоге мы с адвокатом выбрали следующую тактику: признать, что она у нас работала, но доказать, что это была работа не по трудовому договору, а по договору подряда, который мы заключили в устной форме на основании статьи 158 ГК РФ. То есть мы ее не увольняли, она выполнила свой подряд и мы больше не нуждались в ее услугах.

Через полгода и 6 судебных заседаний мы доказали, что ничего ей не должны.

 

Читайте также:

Соседи недовольны тем, что я сдаю жильё посуточно. Что делать?